Артистки из белорусской глубинки могли бы дать фору на «Евровидении» своим ровесницам из Удмуртии. Прощаясь с корреспондентом «Салiдарнасци», бабушки спели ядреную «Уху ели». Это вам не бурановская Party for everybody!
Хор из деревни Ананчицы Солигорского района прославился еще тридцать лет назад. Белорусским певуньям рукоплескали Москва и Краков, Вильнюс и Люблин.
А на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» когда-то вышла пластинка с аутентичными песнями в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля деревни Ананчицы.
— Самый полезный совет я получила от доцента консерватории. Она сказала: «Делайте ставку на фольклор и будете всегда востребованы», - вспоминает руководитель коллектива Ольга Страленя
По вечерам Ольга собирала деревенских женщин, и они записывали песни, которые пели их мамы и бабушки.
— В нашем репертуаре около трехсот песен, — с гордостью говорит собеседница. — А сколько студентов дипломы защитили на них!
Ольга с азартом взялась за раскрутку хора. Сначала организовывала выступления в соседних деревнях, потом повезла своих певиц в Минск.
В 1981-м коллектив пригласили на фестиваль в Москву. Ананчицкий ансамбль представлял Белоруссию.
Ольга со смехом рассказывает, как ее подопечных поселили на седьмом этаже в гостинице «Останкино», и на репетиции она каждую артистку за руку приводила из номера — чтобы не заблудились.
У белорусок мгновенно объявились поклонники из Армении. Проходу не давали нашим женщинам. Не скупились армяне на дары. Приносили лепешки, гранаты.
— Правда, певицы их побаивались, - похохатывает Ольга. - Сказывали, черт его знает, что за они. Может, съедим и потом на стенку полезем - так захочется мужика!
За две недели в столице ананчицкие певуньи успели на радио записаться, выступить в филармонии и консерватории. Но больше всего впечатлились тем, что увидели мавзолей Ленина.
Самое звездное время коллектива, по мнению Ольги Страленя, с начала 90-х до 2000 года. Приглашения на международные фестивали сыпались как из рога изобилия. Даже в Канаду звали. Вот только у районного отдела культуры денег на поездку не нашлось.
Впрочем, ананчицкие звезды об этом не жалеют.
— Поехала я недавно в больницу, взяли мой паспорт. Поглядывают на меня с удивлением. Говорят, эта бабуля весь Союз объехала! Там же печати у нас стоят в паспорте. Два раза в Вильнюсе была, еще в Кракове и Ленинграде - можно умирать уже!— смеется Роза Яковлевна.
Продюсеру деревенского хора Ольге Стралене довелось проявлять настоящие чудеса дипломатии. Мужья певиц неохотно отпускали своих жен на репетиции.
— Мужик нашей Митрофановны так мне и говорил: «Ты куда мою жену зазываешь? На репетицию? Тогда сама ложись ко мне в постель, а она пусть себе идет петь! - делится воспоминаниями Ольга. - А без Митрофановны нельзя было обойтись! Она так умеет зал держать ... бровью поведет или рукой махнет - и все зрители только на нее и смотрят. А после концертов ее щедро одаривали.
Перед гастролями Ольга проводила для своих артисток мастер-классы по правилам поведения в городском обществе. Наказывала чистить ногти, учила пользоваться ножом и вилкой, чтобы не опозориться на приемах.
И надо сказать, что певицы в грязь лицом не ударили. Митрофановна вспоминает, как на приеме в Вильнюсе один дед все подливал ей коньяк.
— Вы, может, это делаете, чтобы я мужика своего забыла? - не выдержала острая на язык бабуля. — «Нет-нет, говорит. Я хочу, чтобы вы согрелись «. Видимо, влюбился.
От ансамбля из нескольких десятков человек сегодня остались пятеро артисток. Самой пожилой, Розе Яковлевне, — 82. Самой молодой, бабе Анюте, – 73.
К приезду корреспондента «Салідарнасци» бабушки подготовились. Достали из сундуков вышитые наряды, прихорошились и накрыли стол.
— Сын звонит: «Мама, ты телевизор смотришь? Там бабулек из Удмуртии показывают». — Роза Яковлевна первой увидела бурановских бабушек. — Понравились, потому что они такие, как и мы. Хотя мне кажется, мы лучше вместо них бы выступили. (Смеется).
Про представителя Белоруссии на «Евровидении» артистки из Ананчиц слыхом не слыхивали:
— Дитя мое, как будет тебе 78 лет, посмтрим, как ты будешь узнавать, кто есть кто.
За кого будут болеть на конкурсе, старушки не признаются. После долгих уговоров выдают свой рецепт успеха на сцене:
— Когда были молодые - встанем на сцену да и трясемся, а как постарели - так уже ничего не страшно.
На прощание бабушки затягивают мне ядреную песню «Уху ели». Это вам не бурановская Party for everybody!