В сердце долины реки По вновь произошло землетрясение, было три подземных толчка за один день, их уровень превысил 5 баллов по шкале Рихтера. Прошло только девять дней со времени первого землетрясения (5,9). Это нормально или в этом есть что-то аномальное? «Необходимо пересмотреть карту сейсмического риска», - считает министр охраны окружающей среды Коррадо Клини. «Вероятно, это так», - добавляет Стефано Греста, директор Национального института геофизики и вулканологии.
«Но в особенности необходимо по-новому научиться читать карты», - добавляет он. «Недостаточно принимать во внимание только низкий уровень опасности для данной зоны. Для лучшего понимания проблемы нужно использовать и комбинировать две существующих карты. На одной показаны степени вероятности возникновения землетрясений на основе статистических данных прошлого. Они используются инженерами при строительстве при оценке степени риска. На второй карте зарегистрированы максимальные пики интенсивности. Если мы примем во внимание обе эти карты, то получим более ясную и полную картину».
Но при оценке опасности, которой подвергаются зоны Апеннинского полуострова, в некоторых случаях мы сталкиваемся с ограниченностью данных, что затрудняет исследования. В долине реки По, подвергшейся несколько раз подземным толчкам, отсутствует адекватная информация о деформации почвы» - продолжает директор Национального института геофизики и вулканологии. «Чтобы с уверенностью установить, выражает ли последовательность пиков определенной интенсивности, зафиксированная в последние месяцы с определенной частотой, аномальное явление или входит в рамки нормального процесса, необходимы более точные данные. В регионе только с двухтысячного года непрерывно и пунктуально отслеживается ситуация. Сейчас мы используем для этого различные инструменты. Но период времени слишком мал, чтобы предоставить ученым материал для нужных указаний. Должно пройти еще много лет, чтобы собрать необходимые статистические данные».
Сегодня по оценке, данной геофизиками Национального института геофизики и вулканологии, вчерашнее событие отнесено к нормальным. «В этом нет ничего удивительного. О том, что может произойти новое землетрясение силой около шести баллов, говорилось с первого дня. Это входило в рамки вероятности события», - замечает Ворнер Марцокки (Warner Marzocchi). «Нельзя исключить того, что новые подземные толчки произойдут в ближайшие дни или недели. Это повторяющиеся землетрясения, серия толчков. Первое землетрясение вызывает пертурбации в земной коре, которые порождают другие теллурические движения, их периодичность всегда разная, и предсказать ее невозможно», - добавляет Антонио Пьерсанти. То, что происходит в глубоких слоях земной коры, к сожалению, нелегко понять. Нельзя и утверждать, что новые толчки будут всегда слабее первоначальных. Алессандро Амато уточняет: « Они могут быть и более сильными. И можно перечислить такие случаи. Например, во время землетрясения в регионе Фриули в 1976 году за первым толчком в мае последовал другой в сентябре.; в 1984 году в долине Комино в национальном парке Абруццо два толчка 7 и 11 мая были связаны, в 1997 году в регионах Умбрия и Марке произошло землетрясение Кольфьорито, когда базилике в Ассизи был нанесен тяжелый ущерб.
Причина, вызывающая землетрясения, всегда одна и та же, то есть давление, оказываемое африканской тектонической плитой на евроазиатскую плиту. Это подвергает высокому риску южную зону, особенно Сицилию. Но в опасности весь полуостров, как об этом часто напоминают толчки в Апеннинских горах, когда они сталкиваются с Альпами. Фрагментарная африканская плита влияет на зону Адриатического побережья, увеличивая риск землетрясений на северо-востоке. Так, землетрясение во Фриули было связано именно с этим явлением.
Следовательно, долина реки По находится в зоне самого северного края африканской плиты. Значит, в ней могут происходить эти явления, хотя статистически и менее интенсивные. Зона, подвергшаяся землетрясению 20 мая, поднялась на 15 сантиметров, как показала спутниковая съемка CosmoSkymed итальянского космичеcкого агенства. Кроме того, долина, сложенная морскими осадками, усиливает эффект землетрясения. Таким образом, остается открытым вопрос, поставленный директором Национального института геофизики и вулканологии Стефано Греста: есть что-то аномальное в фактах последнего года?