В беседе с «Зеркалом» российский политолог, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемал изложил свою оценку событий и проблем, возникающих в последнее время в регионе Южного Кавказа и вокруг него.
- На прошедших в Армении парламентских выборах победу одержала правящая Республиканская партия. Как вы думаете, в состоянии ли она выполнить те обещания, которые давала народу в период агиткампании, и не вызовет ли эта победа новые волны эмиграции армян в другие страны? Кроме того, как поведет себя теперь оппозиция - успокоится или продолжит митинговать против режима карабахского клана?
- Я думаю, что оппозиция прежде всего продолжит свою линию обвинений в адрес властей о том, что эти выборы были сфальсифицированы. Армянский национальный конгресс под руководством экс-президента Левона Тер-Петросяна так никогда и не признает их итоги. Эмиграция, массовый отток населения из страны будут продолжаться. И общее бесперспективное и тупиковое положение Армении будет только усугубляться.
(К слову, только в первые четыре месяца 2012 года Армению покинули навсегда 57 320 человек. Данные опубликовала Государственная миграционная служба Министерства регионального управления РА. За тот же период времени в прошлом году из Армении выехали и не вернулись 47 610 человек, то есть показатель количества граждан, уезжающих и не возвращающихся обратно вырос на 20%).»То есть, даже согласно официальной статистике, граждане Армении быстрыми темпами спешат покинуть страну», - пишет ереванская газета «Айкакан жаманак» - прим. авт.).
Сейчас Армения практически полностью зависит от поддержки Москвы и Тегерана. И эта ситуация будет ухудшаться и усугубляться по мере того, как Москва будет иметь все меньше и меньше возможностей уделять ей внимание и вкладываться в ее поддержку.
Что касается Ирана, то я думаю, что самое перспективное направление, которое здесь может быть, - это поиск определенных возможностей урегулирования проблем, существующих между Баку и Тегераном. Потому что они зашли в такой, довольно тупиковый вариант, и это наносит огромный ущерб самому Азербайджану, поскольку делает его борьбу за возвращение оккупированных земель крайне сложной, проблематичной. А если при этом Москва еще поддерживает Ереван, то для того, чтобы разрядить эту тупиковую ситуацию, надо, чтобы в условиях растущей занятости Кремля внутренними проблемами были переформатированы отношения между Баку и Тегераном. И это вполне реальная вещь. Но для этого, конечно, нужно пойти на целый ряд системных дипломатических шагов.
Как мы видим, даже противостоящие Ирану арабские страны Аравийского полуострова оказались не вполне едины в своем общем антииранском фронте, и тегеранская дипломатия смогла найти пути к таким государствам Персидского залива, как Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Катар. И даже вынудила Саудовскую Аравию пойти на такой, более чем двусмысленный и опасный по своим последствиям, шаг, как аннексия Бахрейна. Тем не менее, можно считать, что на этом направлении иранская дипломатия одержала победу.
Я думаю, что Баку следует фундаментально пересмотреть систему отношений с Тегераном, для того чтобы открыть себе дорогу для возвращения своих оккупированных Арменией территорий.
- То есть, возвращаясь к итогам выборов, насколько я понял из ваших слов, общая ситуация в Армении будет меняться далеко не в лучшую сторону?
- Она будет, конечно, усугубляться. Армения уже и сегодня является бременем и для Ирана, и для России.
Это вне всякого сомнения. Потому что речь идет о противоестественных формах союза, которые в случае с Россией поддерживаются только потому, что в Москве полагают, будто Армения является гарантом против полного и невозбранного проникновения НАТО на Южный Кавказ. А в случае с Ираном Армения является противовесом, поскольку со времен Народного фронта Тегеран воспринимает Баку как перманентный вызов в адрес своей политической системы и своей территориальной целостности.
Если изменить эту ситуацию, то есть лишить Тегеран и Москву оснований не доверять Азербайджану, то все издержки поддержки Армении станут для них очевидны и приведут к тому, что будет пересмотрено принципиальное отношение к судьбе Нагорного Карабаха со стороны и России, и Ирана.
- Армянские СМИ обращают внимание на то, что прибывший после выборов в Москву на саммит СНГ Серж Саркисян не стал хвалить идею Путина о Евразийском Союзе и не обратился, как прежде, к руководству России с просьбой предоставить кредит. Более того, он никак не отреагировал на заявление Дмитрия Медведева, который сказал, что Россия «готова всемерно поддержать социально-экономическое развитие Армении». Ощущение было такое, что Саркисян поехал в Москву, получив гарантии о кредитах и поддержке из других мест, конкретно из Европейского Союза. Возможна ли, по-вашему, такая резкая внешнеполитическая переориентация Армении с России на Европу?
- Она абсолютно возможна, потому что армяне в плане своих союзов всегда преследовали крайне прагматическую установку, исходя из исключительно своих, непосредственных, буквально понятых материальных интересов. И в этом смысле они и в XIX, и в XX веке грубо использовали Россию просто как некоего донора, как некое прикрытие, щит, вместе с тем оставаясь внутренне совершенно независимыми и свободными в плане лояльности, и отнюдь не соблюдая каких-то долгосрочных присяг на верность, и т.д.
То есть, как только возникает возможность дистанцироваться, отвернуться, и получить где-то гораздо более интересные и перспективные выгоды, армяне на это идут. Их сферой интересов всегда была Франция и Соединенные Штаты в первую очередь. Поэтому я думаю, что сейчас идет еще и борьба за поддержку Израиля. То есть, Израиль относился к армянам с большим недоверием и дистанцированно, и есть зоны соперничества и конфронтации между Арменией и Израилем, но в последние годы растет внимание со стороны израильского истеблишмента к тому, чтобы сблизиться с армянским руководством. Прежде всего, на неформальных основах, через неформальные связи негласного характера. Но сейчас они может быть начнут усиливаться.
То есть, Израиль пытается создать треугольник из армян, из курдов (с которыми он активно работает), и активно обхаживает, естественно, две южнокавказские республики - Азербайджан и Грузию. А это создает болезненную обстановку, потому что не дает возможности Азербайджану решить в позитивной и краткосрочной перспективе свои национальные задачи.
- Экс-глава Службы национальной безопасности Армении, руководитель Центра политических исследований Concord Давид Шахназарян считает, что Армения «просто обязана немедленно приобрести выставленные недавно на продажу на Лондонской фондовой бирже все акции Грузинской железной дороги». Потому что «это не экономическая проблема, а важнейшая задача государственной безопасности Армении». Неужели эта покупка способна значительно обеспечить безопасность Армении? Да и в состоянии ли ее бюджет вынести такое бремя?
- Тут надо учитывать, как устроена современная неолиберальная экономика. Потому что такая покупка может делаться, прежде всего, под кредит. Бывает, что берутся займы под приобретение чего-либо, залоговые аукционы, и т.д. То есть, на самом деле не всегда нужно иметь реальные деньги, чтобы совершить такую покупку.
Конечно, Грузинская железная дорога - это стратегическая вещь. Владение ею означает возможность обеспечивать Армению напрямую через грузинские порты. А до сих пор большинство того, что идет в Армению, поступает из Ирана. То есть, может открыться важная для нее дорога, и Россия получит возможность снабжать Армению через Грузинские железные дороги.
Я боюсь, что сама идея выставить на торги акции ГЖД имеет политический характер со стороны грузинского руководства. Потому что здесь будет играть роль не только количество денег, предложенных на торгах, но и обещания сопутствующего порядка. То есть, скажем, какие-то инвестиции в совершенствование железнодорожной сети, в развитие этого вида транспорта в Грузии. Сами по себе эти обещания не обязательно должны быть выполняемы, просто обещания принимаются как валюта, и оценку им будет давать в конечном счете грузинская сторона. Поэтому в любом варианте это будет ее политический выбор.
Но, конечно, надо бороться, чтобы эти акции попали в руки Азербайджана. Это безусловно. И при этом, видимо, придется действовать на Тбилиси не только чисто бизнес-предложениями и коммерческими соблазнами, но также и подключить механизмы политического лоббирования. Боюсь, что без этого выиграть тендер на приобретение акций будет весьма сложно. Я думаю, что политический фактор вообще лежит в основании этого аукционного предложения. Конечно, Грузии и деньги нужны, но политический фактор тоже важен.
Здесь вообще-то надо обратить внимание и на роль Москвы в этом предложении. Потому что вполне вероятно, что теперь, когда Путин пришел в Кремль, Грузия делает какие-то шаги к улучшению своих взаимоотношений с Россией. Не будем забывать, что война в 2008-м происходила при Медведеве, а Саакашвили в значительной мере обязан Путину вообще своим приходом к власти в Тбилиси. То есть, тут есть ряд нюансов, которые следовало бы изучить.
Может быть, эти акции будут приобретены даже не армянами, а российской стороной. Не вижу, почему бы этот вариант с самого начала не рассматривать как основной. Там может выступать в качестве покупателя и какая-нибудь совместная армяно-российская компания, созданная под крылом Кремля, но с армянскими интересами.