Двухдневные переговоры Путина и Лукашенко далеки от идиллических. С 31 мая по 1 июня Минск посещает президент России Владимир Путин. Это первый зарубежный визит новоизбранного российского руководителя. Чем обусловлена такая заинтересованность Путина в Белоруссии? Какими будут отношения между Белоруссией и Россией при старо-новом российском президенте? На эти вопросы нам отвечают белорусские и российские политологи.
Владимир Путин специально выбрал Минск направлением своей первой поездки. Неделю назад он отказался ехать на саммит НATO в Чикаго, не участвовал в саммите «Большой восьмерки». Посещая Лукашенко, Владимир Путин в некотором роде мстит Западу, – считает политолог Александр Класковский.
А. Класковский: Путин считает, что это американцы в определенной степени спровоцировали уличные протесты в России и сейчас «мстит» им. Поэтому он не поехал на саммит НATO. Теперь Путин подчеркивает, что важные для него дела – в «ближнем зарубежье», в зоне непосредственных интересов России.
Совершая свой первый визит в Минск, Владимир Путин, несомненно, оказывает большую поддержку изолированному на международной арене Александру Лукашенко и отходит от Европы и США. И это вызывает тревогу, – говорит доцент МГИМО политолог Кирилл Коктыш.
Читайте также: СМИ Белоруссии - в состоянии выбора
К. Коктыш: С одной стороны Путин подчеркивает роль евразийской интеграции, но с другой – вместе с Александром Лукашенко берет на себя ответственность за многие действия. В самой России этот визит может быть оценен как возможность «белорусизации» российской общественно-политической жизни. Он может свидетельствовать, что Россия будет подражать тем или иным образом белорусскому «опыту».
Владимир Путин хочет подчеркнуть, что приоритетом для него будет евразийская интеграция. Однако почему в таком случае он не поехал к самому активному союзнику по Таможенному союзу – Нурсултану Назарбаеву? Российский политолог Андрей Суздальцев убежден, что Путин едет к Лукашенко потому, что он – самый проблемный союзник. И проблемы на пути создания Евразийского союза Путин намерен решить. Такого мнения придерживается также белорусский политолог Андрей Федоров.
А. Федоров: Я уверен, что именно этим и займется Путин. Это не демонстративный визит. Два дня на демонстрацию – это слишком. И я на согласен с теми, кто говорит, что Путин заглянул в Минск исключительно по дороге в Берлин и Париж. При сегодняшних средствах транспорта не трудно было бы улетать в Астану и уже оттуда лететь в Европу.
Как сообщил Польскому радио российский политолог Андрей Суздальцев, Путин намерен обсудить с Лукашенко более 20 вопросов. Среди них – участие Белоруссии в российском ответе на противоракетный щит США, недавние торговые конфликты, кредит ЕврАзЭС, а также выполнение Минском соглашений по созданию Евразийского союза.
Несмотря на бодрую риторику, белорусские чиновники ожидают визита Путина с тревогой, считает политолог Александр Класковский.
Также по теме: Белоруссия Кремлю не по зубам
А. Класковский: У них, наверное, сильная дрожь в коленях. Главы Белоруссии думают, как бы не попасть под сильный прессинг с опасными последствиями. Чем-то придется жертвовать. Путин, например, может поставить вопрос о незаконном экспорте топлива, Минск продает за границу под видом разбавителей и не платит за это пошлины в российский бюджет. Кроме этого есть много пунктов, по которым Путин будет «прессинговать» белорусское руководство.
В последнее время Россия прекратила экономическое давление на Минск, а также информационную войну против Александра Лукашенко. Белоруссия получает дешевые нефть и газ. Россия закрывает глаза на подозрения в экспорте нефтепродуктов из Белоруссии. Александр Лукашенко увереннее почувствовал себя в отношениях с Европой и заявляет, что не собирается выпускать политзаключенных.
Однако Москва не отказалась от планов построения Евразийского союза, – считает политолог Кирилл Коктыш. Через 2,5 года инициатива Путина должна начать работать, поэтому Кремль будет требовать, чтобы Минск открыл белорусский рынок для российских товаров, провел приватизацию и уменьшил субсидии белорусским предприятиям.
Сегодняшнее затишье – временное, поддерживает его мнение Александр Класковский.
Читайте также: Российский опыт предвыборных кампаний в предверии белорусских парламентских выборов
А. Класковский: С одной стороны, Путин понимает, что Белоруссии надо давать небольшие порции поддержки, чтобы постепенно вовлекать в ловушку евразийской интеграции. Тем более что сейчас идет борьба за Украину, украинцев нужно привлекать: мол, Белоруссия слушается, за это получает «подкормку». Пока что эти факторы действуют, но они временные.
После подписания соглашений о создании Евразийского экономического союза в ноябре 2011 года Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что торговые войны между Россией и Белоруссией больше не повторятся. Однако в этом году их было уже две – это спор между российскими авиакомпаниями и белорусским монополистом «Белавиа», а также конфликт с импортом в Россию тюбиков белорусского производства. Теперь же вызревает очередной «молочный» конфликт.
Россия будет продвигать идею Евразийского союза, требовать от Минска открытия рынка, торговые войны будут повторяться, – считает Александр Класковский. Однако нет худа без добра, – говорит политолог. Возможно, в такой ситуации Лукашенко снова повернется к Европе, уменьшит преследование инакомыслящих и выпустит политзаключенных.
Перевод: Светлана Тиванова