Москва – ОМОН в шлемах задерживает сотни протестующих, включая тех, чье единственное преступление заключается в ношении белых ленточек. Учительницу, заявившую о фальсификации результатов выборов, ведут в суд и выписывают штраф. В пятницу Путин подписал закон, согласно которому штрафы за участие в несанкционированных протестах повышаются в 150 раз. Эта сумма почти равна средней годовой зарплате по России.
С момента возращения на пост президента Путин начал применять суровые меры по отношению к оппозиции, и, похоже, он делает ставку на то, что, угрожая протестующим тюремными сроками и жесткими штрафами, сможет побороть уличные протесты, которые впервые за 1 за 12 лет бросили вызов его правлению.
Путин заявил, что закон нацелен на то, чтобы уберечь россиян от «радикализма».
«Общество, гарантируя части граждан права на выражение своего мнения, в том числе при помощи уличных мероприятий, должно оградить других граждан и общество в целом от радикализма», - заявил он в переданном по телевидению обращении. Однако он добавил, что поправки к закону возможны, если в этом возникнет необходимость.
Главный вызов его стратегии будет брошен во вторник. В этот день оппозиция планирует провести первый с момента майской инаугурации президента массовый митинг.
Некоторые оппозиционные лидеры уверены, что жесткая линия правительства поможет их делу, так как лишь подпитает недовольство и привлечет большее количество людей на митинг.
Другие считают, что репрессии отпугнут протестующих представителей среднего класса, десятки тысяч которых участвовали в зимних протестах.
Со своей стороны, Путин отказывается от какого-либо диалога с оппозицией.
«Он понимает лишь один язык - язык силы, и потому считает, что любой нормальный спор и любой рациональный компромисс является личной слабостью», - заявила Евгения Чирикова. Чирикова - борец за охрану окружающей среды, выступающая против поддерживаемого Кремлем строительства дороги, которое уничтожает лес в Подмосковье.
Чирикова и Илья Яшин, недавно вышедший на свободу после 15 суток ареста за участие в несанкционированном протесте, были частью группы лидеров оппозиции, которая в четверг провела в Москве встречу для того, чтобы обсудить последствия нового закона. Закон предполагает повышение штрафов до 300 тысяч рублей.
Яшин попытался снизить беспокойство, сказав, что лидеры оппозиции будут собирать деньги для тех, на кого наложат штраф, как и было сделано в деле петербуржской учительницы Татьяны Ивановой. Тогда в течение нескольких часов были собраны деньги для выплаты наложенного на нее штрафа в 30 тысяч рублей. Иванова была признана виновной в очернении «чести и репутации» чиновника департамента образования, которого она обвинила в оказании давления на нее и других членов избирательной комиссии с тем, чтобы принудить людей к фальсификации результатов декабрьских парламентских выборов.
Антипутинские протесты начались сразу после декабрьских выборов, результаты которых, по мнению наблюдателей, были сфальсифицированы в пользу путинской партии. Они продолжились в преддверии мартовских президентских выборов. Более 100 тысяч человек в сильный мороз выходили на митинги, требуя честных выборов и заполнив улицы Москвы призывами «Россия без Путина» и «Путин – вор».
Хоть и не набрав большинства голосов в Москве, Путин одержал победу на выборах и вернулся в Кремль на пост, который он занимал с 2000 по 2008 год до ухода на пост премьер-министра в связи с конституционным ограничением на два президентских срока подряд.
После выборов протестные настроения несколько стихли.
Но накануне инаугурации Путина марш оппозиции привлек десятки тысяч человек, что в несколько превысило ожидания организаторов и полиции. Митинг перерос в жесткие стычки после того, как полиция ограничила доступ к площади, где должен был проходить митинг.
Тогда в полицейских полетели бутылки и куски асфальта. Полиция ответила протестующим дубинками и задержанием более 400 человек. Некоторых демонстрантов оттаскивали за волосы. Лидеры оппозиции уверены, что столкновение полицией было спровоцировано прокремлевскими силами.
В последующие дни полиция преследовала активистов оппозиции по всему городу, задержав несколько сотен.
Потом давление со стороны властей уменьшилось - оппозиции было разрешено разбить протестный лагерь на тенистом бульваре в центре Москвы. Но были некоторые ограничения: организаторы не имели права выставлять плакаты или озвучивать политические требования, так как это превратило бы лагерь в несанкционированный протест.
Власти терпели лагерь в течение недели, а потом получили постановление суда о том, что активисты нарушают порядок в районе, и это дало полиции право разогнать его.
Новый закон также предоставляет полиции новые полномочия против лагерей в стиле Occupy. «Массовые собрания людей» могут быть запрещены, а организаторы оштрафованы, если они нарушают общественный порядок.
В опубликованном в четверг опросе общественного мнения центра «Левада» 65% респондентов заявили о том, что ожидают дальнейших протестов. Мнения расходились лишь в вопросе о том, усилятся они или пойдут на спад. Опрос был проведен между 25-м и 29-м мая при участии 1604 респондентов по всей России. Предел погрешности составляет 3,4 процентных пункта.