Во Львове Украина – это действительно Украина. По крайней мере, так здесь говорят, в то время как почти вся остальная страна, особенно ее восточная и южная части рассматриваются как придаток России. В этой жемчужине Карпат, недалеко от польской границы, говорят исключительно на украинском языке, хотя многие знают русский, особенно поколения людей, которым за тридцать. Если ты начинаешь говорить на языке Толстого, то в лучшем случае на тебя косо смотрят. Лучше прибегнуть к языку Шекспира. Молодежь легко изъясняется на английском языке.
Львов, название которого немного по-разному звучит на украинском, русском, польском и немецком языках, всегда был международным перекрестком, он переходил от поляков к австрийцам, от них к русским (потом советским), которые оставили о себе наихудшие воспоминания. Тем самым объясняется и нежелание говорить на русском языке, что часто подкрепляется ульранационалистическими политическими позициями.
Здесь, как и в Тернопольской и Ивано-Франковской областях, на большинстве избирательных участков на местном уровне люди голосуют за экстремистскую партию «Свобода», которая пробила себе дорогу среди расистских и шовинистических провокаций лозунгом «Украина для украинцев». На входе в один из самых популярных баров города Kryjivka на приветствие «Слава Украине!» нужно отвечать «Героям слава!». Под героями подразумеваются коллаборационисты, которые во второй мировой войне сражались на стороне Гитлера против Советской армии Сталина. Но во время Европейского чемпионата по футболу Львов предстает в своем лучшем виде, как колыбель древней культуры, основанный в тринадцатом веке Даниилом Галицким. Более четырех веков с 1340 по 1772 год Львов входил в состав Польши, после австро-русско-прусского раздела Польши перешел к Габсбургам, оставаясь в составе Австро-Венгерской империи до конца первой мировой войны, потом опять перешел к Польше, а затем был аннексирован СССР и стал одним из городов Украинской Советской Социалистической Республики в 1939 году после подписания пакта Молотова-Риббентропа. После объявления независимости Киева (1991 год) он стал украинским городом. Во Львове Украина – это действительно Украина, как говорят местные жители, но напоминает город другое. Преобладающее историческое и культурное наследие имеет польско-австрийское происхождение, что обнаруживается в архитектуре города, где центр, конечно, больше напоминает Краков или Вену, чем Москву и Киев. Сам знаменитый национальный университет является бывшей школой иезуитов, поднятой до ранга академии в 1661 году польским королем Яном II Казимиром Ваза. Он был переоснован королем Германии и императором Священной Римской империи Иосифом II. Сначала официальным языком был польский, потом немецкий и только, начиная с 1871 года, украинский язык становится вместе с немецким официальным языком. Потом университет ополячился, в советский период здесь изучался марксизм-ленинизм, наконец, он расцвел после обретения Украиной независимости. История очень мучительная, не обошлось и без кровопролития: в июле 1941 года около сорока профессоров польского происхождения были арестованы и расстреляны нацистами при пособничестве украинской милиции.
Сегодняшний Львов, который отторгает недавнее советское прошлое, без усилий восстанавливает предшествующий период, выступая в роли жертвы. На улице, которая ведет к стадиону на южной окраине города, устанавлен памятник Степану Бандере, местному кумиру, который сражался с русскими и в конце концов был убит политической полицией Москвы. Когда бывший украинский президент Виктор Ющенко присвоил Бандере звание Героя Украины, Центр Симона Визенталя и еврейские организации всего мира заявили протест, так как Бандера участвовал в убийствах евреев в Польше и сотрудничал с нацистами. Новый глава государства Виктор Янукович отменил присвоение Бандере звания Героя Украины. Памятник, однако, все еще находится на своем месте. Это вопрос перспективы Львова.