Остров Пасхи – место, где взгляды гигантских каменных голов устремлены далеко в море – это удивительная головоломка и одновременно восхитительный микрокосм общества, которое пришло на новую землю, а затем непредумышленно уничтожило ее экосистему и, в конечном итоге, себя.
Согласно легенде, древние памятники, которые в высоту достигают от 4 до 33 футов, были перемещены на их нынешнее место из далекого карьера полинезийскими поселенцами, которые примерно в 800 году н.э. переплыли на каноэ Тихий океан и практически незамедлительно принялись создавать эти загадочные статуи.
Однако один вопрос никогда не переставал вызывать споры: как именно людям того племени удалось переместить «моаи», некоторые из которых весят более 80 тонн, на их места, не имея в своем распоряжении достижений современных технологий.
Потомки того полинезийского племени твердо убеждены, что каменные статуи «пришли» на свои нынешние места. Однако новое исследование, проведенное National Geographic, свидетельствует о том, что полинезийцам в некотором смысле помогла техника «rock 'n' roll»...
Прежде исследователи в большинстве своем полагали, что древним племенам каким-то образом удавалось перемещать статуи волоком при помощи множества веревок и деревянных приспособлений.
Однако жители острова выдвигают совершенно иную версию: один из них, Сури Туки, говорит: «Эксперты могут говорить, все, что им угодно. Но мы знаем правду. Статуи умели ходить».
Возможно, точка зрения жителей острова верна, поскольку она, вероятно, соответствует методу «вертикальной ходьбы».
Ключевым моментом здесь является массивный живот статуй, за счет которого центр тяжести переносится вперед, что помогает перемещению вертикально стоящей статуи.
Итак, команда из 18 человек, в распоряжении которых было всего несколько веревок, раскачивали статую вперед и назад, каждый раз сдвигая статую на небольшое расстояние.
По четверо человек должны были находиться слева и справа, а еще десять человек позади статуи тянули ее вверх, подобно тому, как мы удерживаем собаку, когда она тянет поводок.
Добровольцы создали копию одной из статуй и попробовали протащить ее по одной из дорог, расположенной в сельской местности на Гавайях, медленно перемещая гигантскую статую к месту назначения.
Исследователи не утверждают, что успех их эксперимента является доказательством того, что выдвинутая ими гипотеза верна, однако они отмечают, что такая версия соответствует содержанию устных преданий жителей острова, в которых говорится, что статуи «шли» по дороге.
Они также указывают на то, что камни, которыми усеяна дорога на Острове Пасхи, подтверждают их теорию, поскольку они являются осколками тех каменных глыб, отколовшимися во время транспортировки.
Никаких данных о том, что на Острове Пасхи создавали моаи после прихода туда европейцев в 18 веке, нет.
К тому времени на Острове Пасхи деревьев осталось очень мало. Тем не менее, в 1970-х и 1980-х годах биогеограф Джон Фленли (John Flenley) из Новозеландского университета Мэсси обнаружил доказательства - пыльцу, сохранившуюся в озерных отложениях – того, что в течение многих тысяч лет остров покрывали густые леса и что там росли миллионы гигантских пальм. Только после прибытия на остров полинезийцев примерно в 800 году н.э. эти леса уступили место лугам.
Джэред Даймонд (Jared Diamond) во многом опирался на работу Фленли, и в своей книге 2005 года под названием «Крах» (Collapse) он высказал идею о том, что древние жители Острова Пасхи совершили непреднамеренный экоцид.
По мнению Даймонда, им просто не повезло поселиться на острове с невероятно хрупкой экосистемой – сухом, прохладном и далеком острове, почва которого практически не удобряется эоловой пылью и вулканическим пеплом (собственные вулканы острова бездействуют).
После того как поселенцы вырубили леса на дрова и чтобы иметь возможность заниматься земледелием, леса не смогли вырасти снова. Поскольку древесины на острове становилось все меньше, жители острова больше не могли строить мореходные каноэ, необходимые им для ловли рыбы, и им пришлось есть птиц.
Эрозия почвы привела к снижению урожаев. Еще до появления европейцев, рапануи скатились до гражданской войны и каннибализма.
Крах их изолированной цивилизации, как пишет Даймонд, является «наглядным примером общества, которое уничтожило себя в результате чрезмерной эксплуатации собственных ресурсов» и «наиболее неблагоприятным сценарием будущего нашей цивилизации».
По его мнению, создание моаи приблизили гибель жителей Острова Пасхи. Даймонд считает эти статуи демонстрацией мощи вождей различных племен, которые, будучи изолированными на далеком острове, не имели иной возможности укрепить авторитет своих племен.
Они соперничали друг с другом, создавая статуи гигантских размеров. Даймонд считает, что они клали моаи на деревянные сани, поставленные на деревянные бревна – эту технику успешно протестировала археолог Джо Энн Ван Тилбург (Jo Anne Van Tilburg), руководитель проекта Easter Island Statue Project – но это требовало большого количества леса и участия множества людей.
А чтобы накормить этих людей, требовалось много свободной земли. Когда исчезли леса и началась гражданская война, жители острова начали опрокидывать моаи. К началу 19 века на острове не осталось ни одной статуи, которая бы стояла. Над ландшафтом Острова Пасхи воцарилась аура трагедии, которая, в глазах Даймонда и других исследователей, сохраняется там по сей день.