В первую декаду июня ситуация на армяно-азербайджанской границе обострилась настолько, что вернула на первый план проблемы нашей внешней политики и региональной ситуации. И очень наглядно, что военная активизация произошла на фоне визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Ереван и другие страны региона.
Потому что сегодня уже ясно, что, вопреки различным заявлениям и желаниям некоторых, США не намерены уступать свои позиции в регионе. Второй за последние два года визит шефа американской дипломатии в регион свидетельствует об активном вовлечении США в региональные процессы и внимании, оказываемом Армении со стороны Вашингтона.
Визит Х. Клинтон прежде всего показал, что Армения является весьма ценным партнером для США, который может помочь расстроить планы турецко-азербайджанского тандема и комбинации триумвирата Россия-Турция-Азербайджан. Не случайно, что именно в дни визита госсекретаря США произошло обострение на границе. Тем самым этот триумвират попытался показать, выражаясь языком 1960-х, “кузькину мать” Америке. И сделал это ценой жизни армянских и азербайджанских солдат.
США также инициировали встречу в Париже 18 июня между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Америка действительно могла бы больше сделать для Армении и региона. Некоторые американские эксперты уже заговорили о возможности “силового арбитража”, проще говоря, введения миротворческих сил в регион, чему способствует ситуация на линии соприкосновения огня.
Очевидно, что действия Азербайджана на границе носят провокационный характер и преследуют цель вовлечь армянскую сторону в войну. Многие полагают, что диверсионные действия азербайджанской стороны на границе Армении были направлены на то, чтобы дискредитировать визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Южно-кавказский регион. Кроме того, Азербайджан преследовал цель показать слабость Армении, чего в реальности нет, а также спровоцировать Армению, именно поэтому напал на ее границы, а не на Нагорно-Карабахскую Республику.
Судя по всему, азербайджанская политическая элита, являясь еще примитивней, чем армянская, полагает, что весь мир мыслит теми же категориями, что и она. Баку казалось, что если устроить нападение на границе, убить армянских солдат, то потом можно сказать Клинтон, что “смотрите, какие мы сильные, мы всегда можем поставить Армению на колени, но если вы попросите, то мы согласимся продолжать переговоры, только на наших условиях”. Но пока Хиллари добралась до Баку, армянская сторона дала более чем адекватный ответ.
Эксперты признают, что США на данный момент опираются в регионе на Армению. Открытая поддержка администрацией Обамы нынешней армянской администрации свидетельствует о том, что Армении придается большое значение в планах Вашингтона. Запад все же понимает, что в случае войны в выигрыше всегда останется Россия, являющаяся основным поставщиком вооружений конфликтующим сторонам (сюда надо добавить активно вооружающие Азербайджан и тем самым дестабилизирующие регион Израиль и Пакистан), тогда как в борьбе ценностей у Южного Кавказа альтернативы западной цивилизации нет.
У госсекретаря США было много тем для обсуждения со странами Южного Кавказа, в том числе вопросы, связанные с поставками энергоресурсов и урегулированием Карабахской проблемы. Весьма очевидно, что есть тема, которая обсуждается в очень широких кругах: это опасность войны на Ближнем Востоке, к которому примыкает Южный Кавказ.
Всегда надо помнить, что Армения не находится в изоляции от внешнего мира, вокруг нас мы видим напряжение, которое усиливается в отношениях между Ираном и Азербайджаном, и усиливающуюся международную изоляцию самого Ирана, видим гражданскую войну в Сирии, где режим Башара Асада уже можно считать списанным, как списали режимы Мубарака и Каддафи.
Во внутренней жизни нашего “стратегического союзника” - России, тоже идут сложные процессы, которые свидетельствуют, что эта страна начала свой переход к нормальному европейскому государству, если хочет выжить в современном мире. У России нет альтернативы, как стать частью Европы и Западного мира, сколько бы ее нынешние власти этой реальности ни сопротивлялись.
Вот в этом ракурсе и надо смотреть на перспективы нашей страны. Ведь даже школьникам понятно, что основной ресурс для безопасности, залог будущего Армении - это ее модернизация, прорыв в системе ценностей и технологий, изменение качества управления в стране. Чтобы быть в безопасности, надо быть на несколько шагов впереди своих соседей.
Несмотря на приобретенные за века монгольского, персидского, турецкого и русского господств пороки национальной психологии, Армения как общество остается региональным лидером по своему креативному потенциалу. И в этом плане именно Армения больше интересна Западу, чем Грузия, чья роль заключается в ее географии, и Азербайджан, являющийся всего лишь поставщиком углеводородных ресурсов. Впрочем, и в России, и на Западе прекрасно понимают, что если бы геополитика Грузии, энергетика Азербайджана и креативный потенциал Армении объединились бы, то Южно-кавказский регион оказался бы самодостаточен и трудноконтролируем, а так, пожалуйста, раздоры в доме всегда на руку внешним игрокам.
Миссия Армении для Запада - это быть цивилизационным форпостом, а не просто пограничным, как нас видят в Москве. А чтобы стать таким, необходимо как можно скорее осуществить модернизацию политической системы, реформировать экономику, находящуюся в плачевном состоянии. Мы и так упустили слишком много времени, еще с середины 1990-х. Тогда победа в Карабахской войне должна была стать стартовой площадкой для прорыва Армении к современному, активно развивающемуся государству и обществу, а не для создания здесь заповедника неосоветизма с явными признаками феодализма. Но Армения сама должна выполнить свою миссию. Каждая страна сама должна защищать свои национальные и государственные интересы, остальные могут ей только помогать.
Наша основная проблема заключается в том, что армянская политическая мысль неадекватна современности. Действительно, не “совки” же, пробравшиеся в парламент страны, должны решать за нас, какой нам выбор осуществлять и по какому пути идти? О “бизнесменах от власти” (известных в народе как “олигархи”) с кличками и говорить не стоит.
Но Армения должна стать частью прогрессивной и жизнеспособной системы безопасности только тогда, когда наступит выгодный для нас момент, чтобы глобальные геополитические сдвиги не привели к тому, чтобы именно мы “закрывали счет”, то есть платили огромную цену за подобные сдвиги, как это неоднократно было в истории нашего народа.