Национальные потрясения и тот след, который они оставляют в коллективном самосознании народа, являются значимым фактором, определяющим представления нации о самой себе и ее взаимоотношениях с другими государствами. Различные исторические бэкграунды - одна из важных причин возникновения коммуникативных проблем между странами, принадлежащими к разным регионам и культурам. В последние десятилетия СМИ часто противопоставляют Китай и Европу в вопросах отношения к правам человека и роли государства в жизни общества. В данной статье мы рассмотрим исторические причины возникновения этой разницы в подходах.
Без сомнений, ключевым событием XX века, наложившим свой весомый отпечаток на развитие Европы, стало распространение фашизма в 1920-е – 1940-е годы, когда на континенте сформировался целый ряд авторитарных режимов (нацистский режим в Германии, итальянский фашизм Муссолини, диктатура Франко в Испании), поставивших под тотальный контроль государства жизнь внутри своих стран и предпринимавших действия по агрессивному навязыванию своей идеологии за их пределами. Страшным результатом этого стала вторая мировая война, больнее всего ударившая именно по Европе.
Китай: век без настоящего правительства
Совсем иные проблемы в последние столетия переживал Китай. Некогда могучая азиатская держава оказалась в ситуации, когда на протяжении целого столетия (с 1839 по 1949 гг.) официальное правительство было настолько слабым, что было неспособно даже контролировать ситуацию на всех формально подчинявшихся ему территориях. Первым ударом по престижу властей, обусловившим начало стремительного ослабления государства в Поднебесной, стали опиумные войны (1839-1842 и 1856-1860 годы), в ходе которых сильно уступавшие по численности экспедиционные корпуса британской армии неоднократно заставляли капитулировать огромную императорскую армию, подвергнув крупнейшие прибрежные города Китая жестоким обстрелам и мародерским набегам.
Военная победа британских войск открыла возможность европейским торговцам развернуть в Китае безнаказанную и ничем не сдерживаемую торговлю опиумом – китайские власти уже были бессильны поддерживать действия императорских декретов 1729 и 1799 годов, запрещающих торговлю и употребление этого наркотика. Тысячи тонн опиума ежегодно поставлялись на китайский рынок, что неизбежно вело к деградации местного населения. По некоторым оценкам, от трети до половины всего взрослого мужского населения некоторых регионов Китая в то время испытывали наркотическую зависимость. Особенно широко эта пагубная привычка была распространена среди высших кругов общества.
Описанные события оставили серьезные отпечаток в национальном самосознании китайцев. Важно отметить, что он был в большей степени обусловлен даже не унизительным военным поражением и полуколониальным статусом, в котором оказалась страна, а неспособностью государства хоть как-то противостоять спровоцированному процессу разложения китайского общества.
Потеря доверия к властям породила в Китае ряд восстаний. В 1850-е – 1860-е годы часть Китая оказалась под контролем тайпинов – последователей политико-религиозного движения, в основе которого лежала смесь христианства, конфуцианства, даосизма и буддизма. Вдохновленная идеями всеобщего братства и стремлением обустроить справедливое государство, армия восставших долгое время успешно сражалась с императорскими войсками. В ходе этой гражданской войны Китай потерял порядка 20-ти миллионов населения. Не менее плачевными были результаты Боксёрского восстания 1899-1901 годов, инициаторы которого видели своей целью борьбу против сложившейся системы иностранного влияния на экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Поднебесной. Волнения были жестоко подавлены европейскими колониальными войсками, а по отношению к восставшим и всем заподозренным в их поддержке были применены кровавые репрессии.
В 1911 году в результате революции в стране была свергнута императорская власть, ей на смену пришла провозглашенная Китайская Республика, президентом которой стал генерал Юань Шикай. Однако он недолго продержался во главе страны – уже в 1916 году в результате продолжавшихся волнений его правление было завершено, и Китай погрузился в пучину раздробленности. Бывшие военачальники императорской армии, опираясь на свои войсковые части, провозглашали независимость в рамках провинций, где они базировались. В результате большая часть Китая оказалась в ситуации, аналог которой мы могли десять лет назад наблюдать в Афганистане, а в настоящее время видим в Сомали. Страна оказалась разделена на отдельные территории, подконтрольные полевым командирам, которые проводили политику репрессий по отношению к местному населению и вели междоусобные войны, обеспечивая свою казну за счет грабежей и торговли наркотиками.
Со временем националистическая партия Гоминьдан под руководством Чан Кайши смогла взять ситуацию под контроль и с 1928 года получила власть в Китае, но последовавшая японская оккупация (в 1931 году – захват Манчжурии, а с 1937 – полномасштабное вторжение) вновь не позволила ситуации в стране нормализоваться. Впрочем, помимо внешних причин, этому не способствовала и внутренняя политика Чан Кайши: он быстро отказался от большинства популярных в народе идей, провозглашенных основателем Гоминдана Сунь Ятсеном (таких как земельная реформа, бесплатные медицина и здравоохранение). В то же время во многих регионах местные военачальники сохраняли свою власть, лишь номинально признавая Чан Кайши в качестве главы государства, а колониальные державы и вовсе продолжали свободно действовать на территории Китая. По-прежнему сохранялась и проблема опиума, только теперь ключевую роль в его распространении в Поднебесной стала играть Япония.
Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна и Коммунистической партии Китая смутное время, продолжавшееся в стране на протяжении века, завершилось. В 1960-е годы его последним отголоском стал период так называемой «культурной революции».
Европа: период тоталитаризма
Современное самосознание европейцев определяется совсем другими общественными фобиями, нежели в Китае. Даже в самые тяжелые военные периоды, руководители европейских стран были способны выполнять свои функции и обеспечивать хотя бы самые базовые потребности своих граждан за счет четкого контроля и введения нормированного распределения ресурсов. Европейские катастрофы стали следствием не слабости государства, а, напротив, стремления к чрезмерному, тотальному контролю общества и жестких волюнтаристских решений властей.
Примером этому может послужить беспрецедентный голод, случившийся в 1930-е годы в Советском Союзе. Десятки миллионов крестьян погибли не от отсутствия продовольствия и не от неспособности властей создать систему его распределения. Причиной, напротив, стало осознанное решение государства использовать сельскохозяйственные ресурсы для продажи за границу, чтобы получить иностранную валюту, необходимую для реализации принятого властями плана индустриализации страны.
Фундаментом тоталитарных режимов того времени был строгий контроль над СМИ и другими каналами распространения информации. Именно за счет этого лидеры фашистских режимов сохраняли доверие и поддержку среди населения, скрывая информацию о зверствах в концентрационных лагерях и проблемах на фронтах сражений. Не будь в нацистской Германии жесткой цензуры и тотального контроля над СМИ, возможно, Гитлер лишился бы власти задолго до того, как войска союзников заняли Германию.
Слабое и сильное государство с точки зрения прав человека
Если рассматривать ситуацию в фашистской Европе исходя из современной концепции прав человека, ее можно однозначно охарактеризовать как вопиющее нарушение гражданских и политических прав, - таких, как право на свободу слова, справедливый суд и личную неприкосновенность.
В Китае систематические нарушения прав человека со стороны правительства страны и местных властей также имели место, однако более губительной для населения была неспособность правителей обеспечивать в Поднебесной хотя бы минимальный уровень стабильности и безопасности. Государственные органы были не в силах обеспечить своим гражданам необходимые условия для их выживания, - такие, как доступ к продовольствию и медицинской помощи. В то же время власти не предпринимали никаких действий, чтобы остановить распространение в стране опиума и даже, напротив, едва ли не поощряли этот процесс, так как весомая часть доходов местного и государственного бюджета была связана с налогами на торговлю этим наркотиком.
Всеобщая декларация прав человека содержит, помимо прочих, статью 28, которая редко упоминается западными СМИ, но в то же время периодически цитируется властями Китая в их международных выступлениях. Она гласит: «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены».
Подобная статья присутствует только в Декларации, она не была развита ни в одном из последовавших пактов или конвенций. Тем не менее, в 1948 году международное сообщество определенно признало, что «социальный и международный порядок» является столь же жизненно необходимым, как и другие права человека. «Международный порядок» несколькими годами ранее был разрушен коалицией нацистских режимов на всем земном шаре – и его важность была очевидна для всех. В то же время проблема отсутствия «социального порядка», как мы уже поняли, была не актуальной для европейских наций, однако в Китае воспринималась как самая насущная.
Исходя из вышесказанного легко понять, почему понятие «полицейское государство» так по-разному воспринимается в двух культурах. Европе этот термин напоминает недавний ужас тоталитарных режимов, которые ввергли континент в ужас войны и жестоких расовых преследований. В Китае сильное государство, напротив, рассматривается как необходимый залог того, что страна не вернется в хаос раздробленности и безвластия.
Важно понимать, что та часть прав человека, которая не подразумевает ограничения государственных полномочий, но подразумевает ответственность со стороны властей в обеспечении населения, в Китае тщательно выполняется. В основном это относится к экономической, социальной и культурной сферам, то есть таким правам, как право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.
События в Поднебесной после образования Китайской Народной Республики способствовали развитию специфического отношения к гражданским и политическим правам среди большинства населения: руководствуясь целями объединения раздробленной страны и более справедливого распределения ее ресурсов между всеми слоями населения, Мао Цзэдун шел на неоднократные нарушения прав человека, однако эти действия получали поддержку народа. Сначала для захвата власти и получения контроля над всеми китайскими территориями он вынужден был массированно применять военную силу, фактически развязав новую гражданскую войну: другого способа прихода власти в условиях ее монополизации режимом Чан Кайши, отменившим выборы и единолично управлявшим страной при поддержке со стороны США, в тот момент не было.
Следующим крупным проектом, содержавшим в себе масштабное нарушение прав человека, стала земельная реформа, суть которой заключалась в перераспределении наделов в пользу обычных крестьян. Реформа была невозможна без предварительной экспроприации земель у прежних землевладельцев, в ее ходе были грубо нарушены права на частную собственность и справедливый суд. Однако у государства не было иных возможностей передать землю бедному сельскому населению, составлявшему в стране значительное большинство, и таким образом дать ему возможность вырваться из нищеты и получить возможность прокормить себя и свои семьи.
Годы спустя, когда Коммунистическая партия Китая окончательно взяла власть в свои руки, новый правящий класс был занят скорее защитой своих привилегий, нежели представлением интересов народа. Но и в этом периоде можно найти случаи грубого нарушения прав человека и принципа верховенства закона, служившие, однако, на благо обществу. К таковым можно отнести репрессии по отношению к представителям партийной верхушки (как правило, это были не обоснованные по принципам международного законодательства преследования, итогом которых зачастую становилось тюремное заключение), которые, помимо прочего, работали как механизм сдерживания коррупции в верхних эшелонах власти, и из-за этого позитивно воспринимались рядовыми жителями страны.
Наконец, последний пример связан уже с периодом реализации политики реформ и открытости, объявленной в 1972 году Дэн Сяопином. Бурное экономическое развитие и стремительный рост населения в последние десятилетия обусловил необходимость тотальной перестройки китайских городов. На месте традиционных малоэтажных домов строились кварталы высотных новостроек, по всей стране создавались многочисленные объекты необходимой инфраструктуры: современные автомобильные и железные дороги, дамбы, ирригационные каналы и т.д. Если бы все вопросы собственности на землю, где было развернуто это масштабное строительство, решались в соответствии с общемировой юридической практикой, включая независимую оценку стоимости земли и судебное рассмотрение исков землевладельцев против местных властей, экономический прорыв Китая был бы невозможен.
Может ли соблюдение различных прав человека противоречить друг другу и развитию общества?
Описанный выше подход не означает, что права человека не признаются в Китае. Напротив, их соблюдение и расширение остается одним из приоритетных направлений в рамках работы по модернизации страны. Однако опыт последних десятилетий привел власти и население страны к консенсусу о том, что соблюдение прав человека не должно противоречить решению насущных проблем государства и общества. Общество осознает, что в стране с судебной системой, еще не окончательно сформировавшейся, попытки применения права на справедливый суд по всем принципам западного общества, скорее всего, быстро привели бы к дестабилизации ситуации, а полное соблюдение прав собственности сделало бы невозможным перераспределение земельных владений, необходимое для экономического и социального развития.
Сценарием другого – бескомпромиссного - подхода стали демократические реформы в СССР, в краткие сроки принципиально расширившие список соблюдаемых в стране прав человека, но в то же время приведшие к развалу Союза, экономическим и социальным кризисам, росту организованной преступности и полной потере авторитета на международной арене. Эти события сильно повлияли не только на самосознание россиян, но и китайцев, получивших наглядный пример того, что при определенных обстоятельствах может произойти с их страной.
Национальные потрясения как фактор, который должен приниматься во внимание с обеих сторон
Итак, влияние исторических потрясений двух последних столетий на позицию современного китайского общества по отношению к прошлому, настоящему и будущему страны, очевидно. Аналогичное утверждение верно и для Запада: ужасы фашизма еще живы в социальной памяти и служат настоящей прививкой от возможного повторения подобных событий.
Важно, впрочем, понимать, что у двух культур разными могут быть не только сами исторические потрясения, но и отношения к одним и тем же событиям. Например, европейцам свойственно относить Китай к жертвам фашистской Германии и ее союзников. Формально это справедливо, однако в глазах самих китайцев японская оккупация того периода не сильно отличалась от столетней «оккупации» страны европейскими колонизаторами в XIX-XX веков. Японская армия не захватывала территорию независимого суверенного Китая, она лишь перехватила контроль над ней у Запада. Этот пример демонстрирует проблему понимания западными СМИ национальных фобий Поднебесной: журналисты отталкиваются от привычной им картины мира с общими для обеих культур «врагами», в то время как для китайцев не меньшим врагом, чем фашизм, является европейский колониализм.
Осознание того, что мировосприятие народов основывается не только на рациональных предпосылках сегодняшнего дня, но и на общественных фобиях, ставших результатами исторических потрясений, дается нам непросто. Однако корреспонденты западных СМИ в Китае должны уметь взглянуть со стороны не только на эту страну, но и на культуру и историю их собственных народов. Только в этом случае они смогут объяснить своей аудитории настоящие корни того, что принято называть «культурными различиями». К сожалению, глядя на современное освещение китайской проблематики, мы видим, что журналисты скорее склонны проецировать взгляды и страхи, присущие их обществам, на предмет изучения. Часто они даже не задумываются о необоснованности такого подхода.
Перевел Агапов Артем, заместитель главного редактора, Агентство Спортивных Новостей "Р-Спорт" РИА Новости.