«Человек должен использовать свой родной язык в быту и для того, чтобы выразить свою культуру. Но с одним условием – не за счет государственного языка», - признал в эксклюзивном интервью LA спикер Верховной рады Украины Владимир Литвин.
- Во время визита вы встретились с представителями украинской общины. Как вы оцениваете их жизнь в Латвии?
- У нас была плодотворная встреча с представителями Латвии и возможность совместить приятное с полезным. Как писал один украинский поэт: «Розы и виноград – приятное и полезное». У нас высокий уровень политического диалога, между нашими государствами царят полные доверия отношения. В Латвии живет 46 000 украинцев, и это четвертая по величине национальная община. Нам приятно, что латвийские учреждения уделили внимание и оказали помощь в восстановлении Рижской украинской средней школы. Радует, что она полностью реконструирована. У меня была возможность побеседовать с детьми, которые пойдут в первый класс. Они молодые жители Латвии, но в то же время хорошо владеют украинским языком и знают наследие украинской культуры. Приятно было посмотреть в академической библиотеке редкие издания, в которых показана жизнь украинцев в Латвии в прежние столетия. Отдел украинской литературы создается с особой теплотой. Я получил совместную работу латышских и украинских ученых о латышах в Харькове. Когда понимание возникает по таким тонким сферам, будет также и хорошее сотрудничество в экономике.
- Если говорим об украинской экономике, какую пользу ей принес Чемпионат Европы по футболу?
- По-моему, его оценка в экономическом смысле сейчас была бы неправильной и неполной. Это долгосрочная инвестиция. У Украины были большие затраты с учетом того, как медленно проходил процесс подготовки. После смены власти в Украине руководство УЕФА даже предлагало нашей стране отказаться от проведения чемпионата, потому что у него не было веры, что нам удастся выполнить все работы. Нам удалось, и на это были выделены большие бюджетные средства. Разумеется, было бы лучше, если бы в процессе больше участвовали предприниматели. Теперь нам надо думать, как использовать стадионы для получения выгоды. Для нас важно, что чемпионат состоялся в Украине. Европа и люди из разных стран убедились, что наше государство надежное, и в нем доброжелательные люди. И это главное. Мы тоже убедились: как европейское государство мы можем реализовать крупномасштабные европейские проекты. Это ключевые аспекты.
- Почувствовали ли вы в Латвии поддержку ассоциационному договору вашего государства с ЕС?
- Конечно, я почувствовал здесь веяния поддержки. Это нам очень необходимо в силу разных обстоятельств. В Украине консенсус в отношении выбора по ЕС, на этом концентрируются все наши политические игроки. Это благоприятно поддерживает украинское общество. Когда у жителей спрашивают, какой уровень жизни им кажется ближе, звучит ответ - такой, как в Европе. Это политический выбор Украины – и ассоциационный договор, и договор об углубленной и всеобъемлющей сфере свободной торговли с ЕС. Ассоциационный договор будет дисциплинировать украинских политиков, их работа станет более целенаправленной.
- Какова внешнеполитическая ориентация Украины, если учесть, что с одной стороны ваше государство граничит с ЕС, а с другой – с Россией?
- Ориентация правильная. Пример Латвии показывает, что, будучи страной-членом ЕС, нельзя игнорировать Россию. Мы прекрасно понимаем, что нам всегда нужны практические, взаимовыгодные и реалистичные отношения с Россией. Она для нас третий по величине торговый партнер, и оборот почти такой же, как со всем ЕС. Игнорировать этот факт было бы самоубийственно и преступно. Судя по заявлениям России, она принимает европейский выбор Украины. С большей настороженностью она относится к отношениям Украины с НАТО. Внешнеполитическая доктрина Украины – интеграция с ЕС и находящееся вне военных блоков государство. Таким образом мы уравновесили отношения с историческими соседями и уравновесили также настроения в Украине. Мы получили поддержку общества.
- Цель стать членом ЕС?
- Когда это произойдет, больше зависит от ЕС. Мы бы не встали на этот путь, если бы не хотели там быть.
- Во времена президента Виктора Ющенко шла речь, что Украине надо продвигаться к НАТО, а теперь, кажется, это продвижение затихло…
- Есть правила хорошего поведения, что не нужно стучаться туда, где тебе не откроют. Сколько бы Ющенко ни говорил о евроатлантическом выборе, сюда вовлечены мощные контрсилы. Надо учитывать настроение людей, потому что только четвертая часть населения поддерживает членство в НАТО. Не учитывать мнение большинства жителей было бы самоубийственно. Наш выбор - ЕС и Украина как находящееся вне военных блоков государство - обеспечивает равновесие в обществе. С НАТО мы сотрудничаем по всем направлениям, даже больше чем некоторые страны-участницы. Важно движение, а не конечная остановка.
- В 1995 году вы защитили докторскую диссертацию о политических силах Украины? Что бы вы в ней акцентировали сейчас?
- Тема работы была «Общественно-политическое движение. Последняя четверть 20-го века: действующие лица и исполнители». В монографиях я попытался очеловечить историю, потому что в то время она стала сухой дисциплиной. Я попытался дать оценку лидерам того времени. Тогда это было смелым шагом. Если события развивались недавно, то о них как об истории трудно судить. Сейчас я некоторые аргументы в диссертации углубил бы. Больше аргументировал бы, почему Украина в развале СССР сыграла роль катализатора. Это связано с Чернобыльской трагедией, которая была движущей силой. В те дни люди осознали, что от них скрывают правду, и это заставило их полагаться на свои силы. Думаю, что без такой позиции Украины СССР бы моментально не развалился.
- А какие личности вы бы выделили сейчас?
- В лагере развала СССР сильными были национал-патриоты, например, Вячеслав Черновол, но они были заряжены на развал, а не на созидание. Для каждого этапа истории необходимы свои люди – одни, которые уничтожают старую систему, и другие, которые знают, как построить новое государство и объединить общество. В первую пятерку я бы поместил, главным образом, президентов, потому что у нас очень персонифицированная политика, в которой они со своей большой ролью определили развитие событий. Было ли это со знаком плюс или минус, можно будет сказать через несколько десятков лет. В пятерку я бы поместил Леонида Кравчука, Леонида Кучму, Виктора Ющенко, Виктора Януковича и, несомненно, - бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко, добавив также упомянутого Черновола.
- Какие важные законы сейчас в повестке дня Верховной рады?
- Трудно выделить особенные законы, когда государство находится в процессе перемен. В сфере экономических реформ у нас около 100 законопроектов. Чувствительная для общества тема – это закон о налогах на предметы роскоши. Общество экономически расколото, потому что у нас много не столь богатых людей и около 100 семей, богатство которых равноценно бюджету государства. Перед выборами разгорелась языковая тематика. Исторически в Украине активную роль в информационном пространстве, в быту и политической сфере играет русский язык.
- Каково ваше мнение по языковому вопросу?
- До тех пор, пока политики не занялись языковой сферой, сформировалась естественная среда, когда никто не нападал на статус украинского языка. В языковой сфере должно быть профессиональное и деликатное регулирование. Человек родной язык, который дан с молоком матери, должен использовать в быту и для того, чтобы выразить свою культуру. Но с одним условием – не за счет государственного языка. Потому, что украинский язык – это важная часть конституционного порядка. По языковым вопросам должен быть спокойный диалог.
- Допускается ли возможность, что русский язык может стать государственным языком на Украине?
- Тогда надо менять Конституцию, и этот раздел можно изменить только путем референдума. Вы понимаете, если речь о референдуме, то надо думать не о результатах, а о том, как с ними справиться. Для нас важно сохранить в государстве диалог и целостность государства.
- Вас называют политическим долгожителем на Украине. Откройте свой секрет!
- С 1994 года я помогал политикам своими знаниями по истории. В Верховную раду меня избрали в 2002 году, сразу я стал спикером парламента. С 2006 по 2008 годы, будучи вне парламента, я мог дать себе оценку и осознать проделанное. Политика опустошает человека. Политик часто использует стандартные фразы и становится банальным, если серьезно не работает над собой. В украинской политике, где горячо, на это остается мало времени. С 2008 года я снова возглавляю парламент Украины, и меня избрали в то время, когда он был парализован. Я согласился, хотя понимал, что в смысле рейтингов потеряю. У украинского парламента нет существенного уважения в обществе, и украинцам есть, за что не любить своих политиков.
- Как вам понравилась Рига?
- Как для историка для меня важна атмосфера. Ты идешь по Риге и чувствуешь аромат эпох, думаешь – какие рыцари здесь были, какие столкновения. Ваш исторический город очень хорошо годится для воспитания нации. Не может быть нации без своей гордости за историю. Не может быть народа без традиций и смысла, без легенд. Тогда это будет общность жителей и территория. Вы молодцы, потому что с большой заботой храните историческую память. Был в музее «Рижская биржа» - там проведена красивая реконструкция, но я чувствую, что это сделано с душой и излучает тепло. Может быть, я идеалист, но я так чувствую.
Перевод: Лариса Дереча