Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Агенты

В России подготовлен законопроект о надзоре за неправительственными организациями

© flickr.com / jimmyroq Секретный агент
Секретный агент
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разумеется, обозреватели на Западе не так наивны, чтобы не понять, откуда идет вдохновение законотворчества «Единой России», и каким образом слова «иностранные агенты», которые выбраны для классификации соответствующих общественных организаций, запечатлелись в памяти народа.

В течение нескольких месяцев  в Госдуме России по инициативе партии власти «Единая Россия» (ЕР) разработано два законопроекта, которые можно считать своего рода ориентиром курса Кремля. Первый - вступивший в силу так называемый антимитинговый закон, которым многократно увеличены денежные штрафы за зафиксированные во время демонстраций и аналогичных мероприятий нарушения. Второй – только что подготовленный законопроект о надзоре за неправительственными организациями. Он предусматривает регистрацию получающих иностранное или международное финансирование и участвующих в политике НПО как «иностранных агентов».
 
Специфический юридический  термин заимствован из практики американских законодателей, конкретно, из некого закона, который США приняли в 1935 году. (Тогда было важно не допустить  распространения влияния гитлеровской Германии). Однако многим такой подход больше напоминает что-то из Советского Союза 30-х годов. В любом случае законопроект может распространяться примерно на тысячу организаций. Не только на те, которые занимаются, - вернее, пытаются это делать, - надзором за выборными кампаниями или борьбой с коррупцией, но и, к примеру, организации по охране окружающей среды. По оценке самих авторов законопроекта, 70% различных обществ «зеленых» вовлечены в политику, а, значит, подлежат более строгому контролю. Полностью неполитических сфер почти нет… Термин «иностранные агенты», как поясняют представители российской власти, не означает, что эти организации будут обвинены в шпионаже, или что права каких-то общественных организаций будут ограничены, но в них более регулярно будут проводиться проверки, и им раз в полгода нужно будет представлять подробные отчеты.

Разумеется, обозреватели на Западе не так наивны, чтобы не понять, откуда идет вдохновение законотворчества «Единой России», и каким образом слова «иностранные агенты», которые выбраны для классификации соответствующих общественных организаций, запечатлелись в памяти народа. Наблюдается также соблюдение других хорошо известных традиций. Сочиненная при правлении Сталина Конституция СССР, которая включала в себя всевозможные свободы, считалась «самой демократичной в мире». Законы современной России «подгоняются под европейские нормы». Или – при необходимости - под некую старую «норму» США. Главной целью законодательной активности последнего времени считается подавление протестов. Упоминается также, что активность ЕР имеет некую связь с рассматриваемым Конгрессом США т.н. законом Магнитского, который может предусмотреть различные санкции против должностных лиц России, которым приписывают причастность к гибели раскрывшего масштабную финансовую махинацию юриста Сергея Магнитского в 2009 году. Москва эту инициативу американских конгрессменов называет вмешательством во внутренние дела России и, как принято в таких случаях, грозит то «симметричным», то «асимметричным» ответом и плюс к этому «дополнительными мероприятиями».

Во всяком случае, находящиеся  в оппозиции вертикали власти или только критически настроенные  против нее получают очередной удар. Появилась новая тенденция – ранее соответствующим лицам или партиям отказывали в регистрации, запрещая участвовать в выборах, теперь намечается регистрировать определенный круг организаций, придавая им статус «иностранного агента». На Западе задают вопрос: что хуже…
 
Мы, в свою очередь, можем поразмыслить, какая судьба постигла бы в России группу людей, которой пришло бы в  голову провести угрожающий российским государственным ценностям референдум? Или как долго терпели бы там  в перечне т.н. аудиовизуальных услуг телеканал, который вдруг стал бы распространять идеологию некой соседней страны и внушать, что в России все бесконечно плохо. Но еще лучше разобраться со сказанным Путиным, что «общество и государство имеет право защищать себя». Есть ли такое право и у Латвии?

Перевод: Лариса Дереча