Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сценарии 2014 года и внешняя политика

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одна из сфер, в которой Партия справедливости и развития добилась наибольшего успеха, - внешняя политика. Как государственная, так и мировая общественность, с восхищением и интересом наблюдала за интеграцией Турции в регионе и попытками решить региональные проблемы совместными действиями. Концепция «ноль проблем с соседями» предполагала изменение парадигмы внешней политики республиканского периода.

Одна из сфер, в которой Партия справедливости и развития добилась наибольшего успеха, - внешняя политика. Как государственная, так и мировая общественность, с восхищением и интересом наблюдала за интеграцией Турции в регионе и попытками решить региональные проблемы совместными действиями.
Были предприняты очень важные шаги, связанные с миссией превращения региона в зону мира, стабильности и экономического сотрудничества. Концепция «ноль проблем с соседями» предполагала изменение парадигмы внешней политики республиканского периода.

Сегодня мы переходим от внешнеполитической практики, поддерживающей демократию и экономический рост, к политике, которая может подорвать существующие основы демократии и экономического роста.

Неоднократно повторялось, что внешняя политика – это деятельность, которая ориентирована не только на внешний мир. Одной из важных функций внешней политики является формирование «внутреннего мира», укрепление внутреннего порядка в государстве и его легитимизация. Широко распространенной практикой является инструментализация внешней политики в угоду определенным внутриполитическим целям.

Читайте также: Сирийский кризис - поворотный пункт внешней политики Турции

Смысл, предпочтения и направление внешней политики цементируют определенный внутренний порядок. Мы знаем, что долгие годы наша внешняя политика преследовала цель – легитимизировать ментальность «заблокированности», определяющую соседей в качестве «врагов». В результате было создано общество, лишенное уверенности в себе, пропитанное страхом и подозрениями.

Ввсевозможные угрозы выполняли важную внутреннюю функцию: авторитарная структура правления начинала рассматриваться допустимой и даже необходимой. Авторитарность была подкреплена сформированными с помощью внешней политики страхами и подозрениями. Поэтому, в стране, где базовой потребностью является безопасность, приоритетным должен был стать контроль бюрократии, гарантирующей национальную безопасность. Либеральная демократия, плюрализм и правовое государство были роскошью для страны, со всех сторон окруженной врагами.


Такая общественно-политическая структура стала изменяться после 1999 года. С одной стороны, реформы по демократизации, с другой – необходимость экономического роста и обеспечения благосостояния народа, уничтожили возможности культивирования угроз и страха во внешней политике и их использования для авторитаризации государственной власти.

В результате - на вооружение была взята концепция внешней политики, направленная на достижение внешнеполитических целей с использованием «мягкой силы» в противовес военной угрозе, основу которой вместо конфронтации и напряженности составили сотрудничество и диалог. Политика «ноль проблем с соседями» была построена на этой концепции. В этот период, когда в государственной, дипломатической и предпринимательской сферах при активной роли мозговых центров и неправительственных организаций были выстроены глубокие отношения с внешним окружением, престиж и активность Турции на глобальном и региональном уровне возросли.

Парадоксальным образом «арабская весна» разрушила замысел внешней политики Турции. Народные движения преимущественно интерпретировались не как требования демократизации и свободы арабских народов, а как их восстание против «западного порядка» на Ближнем Востоке.

Также по теме: Саммит G20 - Турция в поисках себя

При этом, если Запад освобождает Ближний Восток, то Турция должна была заполнить образовавшееся пространство. Исторические и культурные «партнеры» осудили Турцию за эту миссию.

Лозунг «мы построим новый Ближний Восток» – это творение такого осознания своей роли в регионе. Убеждение стать «основателем» вместо «источника вдохновения» на Ближнем Востоке предполагает «империалистическую» ауру, которая превосходит даже позицию «старшего брата» и включает в себя гегемонистские претензии. Следовательно, найти тех, кто разделяет данную миссию в регионе, невозможно, - никто не поддержит идею о том, чтобы входящее в него государство стало частью империалистического проекта. В результате происходит утрата элементов «мягкой силы» во внешней политике, и остается только «жесткая сила», или «грубая сила», которую чрезвычайно сложно применить в сегодняшнем мире.

Возникает парадокс: нельзя использовать «жесткую – военную» силу, при этом «мягкая сила» больше не имеет значения. Ведь при угрозе применения «грубой силы», резко снижается эффективность «мягкой силы». Это - тот самый тупик, который мы переживаем в Сирии и Ираке. Теперь мы не можем вернуться к прежней парадигме «сотрудничества», также как и отказаться от парадигмы «конфликта», поэтому вынуждены мириться лишь с возможностью одностороннего применения силы.

Таким образом, анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что внешняя политика Турции предполагает отражение властных проекций во «внутренней политике». В какой степени проблемы, с которыми мы столкнулись в Сирии, Ираке и Иране, современного этапа отношений с США и кризиса ЕС повлияют на сценарии внешней политики Турции знакового для нас 2014 года? Станет ли Сирия «последним шагом» на пути формирования сценариев 2014 года?