Чтобы хорошо понять культуру места, достаточно внимательно отнестись к особым обычаям и привычкам города, в котором вы находитесь: иногда памятники говорят сами за себя, а иногда – как, например, в различных регионах Италии, – можно просто присмотреться и изучить особенности местной кухни.
Во Львове в Западной Украине достаточно посетить кладбище. Миновать Лычаковское кладбище нельзя, если вы, действительно, хотите понять суть истории центра Галиции, где сосуществуют пять европейских культур, которые, наконец, преодолели свои тяжелые и длительные конфликты.
Построенное в 1786 году для погребения умерших (раньше хоронили при церквях) Лычаковское кладбище было открыто во времена правления Габсбургов и с течением времени стало одним из наиболее важных и монументальных европейских некрополей. Кладбище разделено на 80 секторов и открыто для посещения туристов за скромную сумму - пять европейских центов.
Особый интерес представляют первые могилы, расположенные в левой части кладбища. Здесь покоятся важные деятели культуры и политики Польши, в состав которой Львов входил в ХХ веке - после краха империи Габсбургов и до начала Второй мировой войны. Среди знаменитых персонажей, которым поставлены памятники, - промышленники Бажевски (Baczewski) и Моравски (Morawski), знаменитый герой войны Ордон, а также пионер польской энергетики Станислав Щепановский.
Если пройти дальше - примерно километр по дорожке от входа на кладбище до небольших холмов - можно увидеть справа могилы других знаменитых польских деятелей, среди которых - поэт Северин Гощинский, поэт Владислав Белза, театральная актриса Анна Гостинска и ветераны войны Францишек Зареба и Антонио Пиорецкий.
Здесь есть и могилы политиков и литераторов Украины, в состав которой Львов входит с конца Второй мировой войны. Среди погребенных на Лычаковском кладбище украинцев, чьи могилы находятся по обеим сторонам пешеходной дорожки, нужно упомянуть знаменитого писателя Ивана Франко, автора литературных произведений на украинском языке, а также на польском и немецком; президента Западно-Украинской
народной республики Евгения Петрушевича; поэта Маркиана Шашкевича; ученых Эдхарда Огоновского и Ивана Левинского.
Нужно упомянуть и о могилах двух архиепископов Исаака Исаковича и Самуэля Стефановича. Они были выдающимися деятелями армянского сообщества, которое в мультикультурном Львове нашло гостеприимный прием и процветало в экономике и коммерции вплоть до начала Второй мировой войны.
Чуть дальше от входа на кладбище находятся секторы, в которых покоятся ветераны различных конфликтов европейской истории: воины, сражавшиеся в вооруженных частях Польско-литовского государства против царской империи во главе с Костюшко в конце XVIII века, солдаты наполеоновских войск и участники восстаний 1830-1831 и 1863 годов.
“Орлята” и польско-украинский конфликт
В дальней части некрополя расположены два военных кладбища для воинов, павших в междоусобной борьбе в 1918-1920 годах. За город сражались украинская Галицкая армия и “львовские орлята”.
Часть кладбища, где похоронены украинские солдаты, представляет собой внушительный мемориал с мраморными плитами, на которых золотом выбиты имена павших. Они окружают высокую колонну, воздвигнутую в честь военного подвига при попытке завоевать столицу Галиции.
Печальна история военного кладбища львовских орлят, где покоятся останки жертв, павших в борьбе против украинцев и большевиков при захвате Львова. Оно было осквернено во время советской оккупации и окончательно разрушено 25 августа 1971 года, когда власти СССР полностью уничтожили эту часть кладбища, чтобы построить на этом месте общественные здания, гаражи и многоквартирные дома.
Ситуация с кладбищем польских орлят изменилась после распада Советского Союза и получения Польшей политической независимости в 1989 году, а Украиной - в 1991-м. Почти сразу же была создана совместная межправительственная комиссия, которая начала работу по восстановлению некрополя.
Тем не менее, несмотря на отсутствие советских властей, препятствующих восстановлению польского кладбища, националистическое отношение городских властей Львова не раз блокировало открытие кладбища львовских орлят по идеологическим соображениям.
Взять хотя бы для примера диспут по поводу надписи на могиле польского Неизвестного солдата, которая изначально гласила “Неизвестному солдату, павшему при защите Львова и юго-восточных земель”. В 1998 году польские власти предложили новую надпись: “Неизвестному солдату, павшему при защите Польской республики в 1918-1920 годы”. Потом она была изменена на “Неизвестному польскому солдату, павшему в Польско-украинской войне”. Надпись была одобрена украинскими властями, но не мэрией Львова, в ведении которой находится кладбище.
Окончательное решение был принято между 2002 и 2005 годами, когда дипломатические усилия польского президента Александра Квасневского и глав государства Леонида Кучмы и Виктора Ющенко (последовательно) привели к выработке надписи, одобренной также и властями Львова. Теперь она гласит: “Здесь покоится Неизвестный польский солдат, погибший при защите Родины”.
24 июня 2005 года в присутствии Квасневского, Ющенко и высших иерархов римско-католического и греческого клира кладбище, на котором похоронены примерно три тысячи польских солдат рядом с павшими украинцами, с которыми они сражались за овладение исторически мультикультурным городом, было вновь открыто.
Сегодня кладбище львовских орлят и в целом - все Лычаковское кладбище представляет собой не только место, посещаемое туристами, но и пример того, как трудное прошлое, когда бушевали империалистическая, националистическая и тоталитарная идеологии, может быть преодолено во имя мирного сосуществования и общей принадлежности к европейскому - культурному и политическому - сообществу.