Однодневный визит в Минск нового премьер-министра России Дмитрия Медведева не произвел сенсаций, однако углубил тенденции. Прогнозы подтверждаются: Белоруссия поддается экономическому давлению со стороны России. Главным достижением вчерашнего визита премьер-министра России Дмитрия Медведева стало подписание генерального контракта на строительство АЭС. Это то, чего ожидала белорусская сторона на протяжении уже нескольких лет. Для Белоруссии этот контракт означает получение 10 млрд. долларов кредита, которые предполагается потратить на строительство станции, но по факту он не является связанным, и при необходимости Белоруссия может использовать эти деньги, например, для подкрепления своих золотовалютных резервов в какой-то ситуации. Это особенно актуально, учитывая намерение руководства страны взяться за повышение зарплат. Кроме соглашения по АЭС 18 июля были подписаны и другие документы в рамках Союзного государства (СГ), однако по сравнению со стоимостью атомного вопроса, они выглядят незначительно (Михаил Мясникович оценил их в 500 миллионов долларов).
Более важные тенденции в диалоге Белоруссии и России, которые наблюдались во время встреч Дмитрия Медведева с белорусскими президентом и премьером. Первая – это намерение России реанимировать проект Союзного государства. Если совсем недавно А. Лукашенко поднимал вопрос о том, не нужна ли поставить крест на СГ в условиях активного развития Единого экономического пространства (ЕЭП), то Медведев подчеркнул, что у объединения Белоруссии и России очень большие перспективы. Можно ошибаться, но похоже, что Путин и Медведев поделили между собой интеграционные проекты: президент будет отвечать за ЕЭП, а Дмитрий Анатольевич взялся за развитие СГ.
Михаил Мясникович уточнил, что может войти в полномочия Медведева: госпрограммы, гуманитарное, и что, пожалуй, самое важное, военно-техническое сотрудничество. Вторая – это продолжение завуалированного экономического давления на Белоруссию. Несмотря на то, что накануне Александр Лукашенко заявил, что продавать «Беларуськалий» Белоруссия пока намерения не имеет, Медведев все же напомнил, что это нужно сделать, правда, «с учетом интересов белорусского государства». Справедливый вопрос: «Что считать этими интересами?» В случае покупки «Белтрансгаза» Россия фактически показала, что российский инвестор может позаботиться и о народе, а значит государстве, например, поднять зарплату сотрудникам в несколько раз. Третье, и самое важное – уменьшение количества аргументов белорусской стороны для возможности маневрирования в отношениях с Россией.
На замечание Медведева о необходимости наказания виновных в реэкспорте российских нефтепродуктов под видом белорусских растворителей Михаил Мясникович только и смог сказать, что он разделяет тревогу партнера. Российский премьер предложил отвязать отношения от нефтегазового вопроса и переместить их в поле производственных отношений. Под этим можно понять создание совместных производств. Кто будет их контролировать, пока не ясно. Но можно догадываться. «Наша задача – закрепить позитивное развитие двусторонних отношений.
Это значит, что они должны иметь основу не только во взаимных поставках товаров, но и в интеграционных проектах», – заявил Д. Медведев, не уточнив, что это за проекты. Однако параллельно он сказал, что объединение МАЗа и КамАЗа находится в «продвинутой стадии», сделал намек насчет «Беларуськалия». Разве только МТС не вспомнил. Кстати, 18 июля заместитель министра финансов России Сергей Старчак в кулуарах заседания Совмина Союзного государства заявил, что у Белоруссии есть все шансы получить четвертый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС до конца текущего года. И хотя, как он заметил, госпрограмма приватизации идет с трудом, Антикризисный фонд «негативных сигналов о выполнении республикой своих обязательств не дает». Означает ли это, что Белоруссия уже предоставила все необходимые позитивные сигналы?
Перевод: Светлана Тиванова