Как бы то ни было, в Чечне все же есть место, где репутация Булата Чагаева почти безупречна. Речь идет о деревне его предков, где его считают благодетелем.
Чтобы по-настоящему узнать чеченца, нужно быть в курсе, из какого тайпа он родом. Это слово можно перевести как «семейный клан» в самом широком смысле понятия. В этой маленькой кавказской республике (1,2 миллиона жителей) насчитывается более сотни тайпов. Услышав немало плохого о Булате Чагаеве в Грозном, мы решили пообщаться его кланом, чтобы понять, пользуется ли он там аналогичной репутацией.
Уважаемый отец
Мы направляемся на юг от Грозного, в Шатойский район, где начинаются кавказские горы. Дорога хорошая, пусть даже иногда наш путь преграждают козы или российские солдаты, которые продолжают держать под контролем горы, где еще скрываются редкие исламские боевики.
Читайте также: После выхода на свободу Чагаеву придется покинуть Швейцарию
В Шатое глава района Беслан Хаджаев принимает нас в просторном кабинете, где центральное место отведено знамени путинской партии «Единая Россия». Он занимает эту должность всего четыре года и поэтому не слишком хорошо знает Булата Чагаева: «Он сказал, что заедет ко мне в Шатой, но так и не приехал».
В соседнем кабинете его заместитель Шадид Чабагаев знает о нем чуть больше: «Тайп Чагаевых Вашендарой находится в трех километрах отсюда. Там покоится отец Булата. Он был очень уважаемый человек». Чиновник предлагает нам съездить туда. По дороге он рассказывает, что Чагаев приезжал сюда с президентом Кадыровым в 2010 году, когда между ними все еще было гладко: «С тех пор Булата мы больше не видели. И мы начинаем задумываться, действительно ли его огромное богатство в Швейцарии не было всего лишь обманом».
Подарки Булата
По прибытии в Вашендарой Шадид Чабагаев показывает идущий к домам газопровод: «Булат оплатил его восстановление после войны. Мы за это ему очень признательны». Ведущая на расположенное над деревней кладбище дорога покрыта асфальтом. «За это тоже заплатил Булат», - говорит Шадид Чабагаев. Он отводит нас на мусульманский участок, где покоятся дед и отец Булата Чагаева. Скончавшийся в 1997 году отец сделал карьеру в коммунистической партии, был директором крупного колхоза и регионального комитета КПСС.
Также по теме: Расцвет тоталитаризма в Чечне
У выхода с кладбища нас встречает мэр Вашендароя. Широко улыбаясь, несмотря на неполный комплект зубов, Салават Габаев рассказывает все, что думает о Чагаеве: «Может быть, у вас его и не любят. Но у нас мы любим Булата. Он хороший человек, но слишком многие зарились на его деньги. Мне кажется, поэтому он и уехал». Мэр обводит взглядом окрестности и прерывающуюся дорогу: «Как видите, Булат, к сожалению, не смог проложить асфальт дальше…»
Мы объясняем мэру, что сейчас паспорт Чагаева конфискован швейцарским правосудием. Он продолжает улыбаться и говорит, что однажды так или иначе снова увидит его.