В нашей стране идет безжалостная и аморальная война. Хищнические цели преследуются не при помощи автоматов. Пропагандистская машина России пытается пробиться в головы людей Литвы и трансформировать их идентичность. Целенаправленно и последовательно стараются подорвать веру людей в самих себя, доверие к властям страны, армии, умалить достижения и преувеличить проблемы, осквернить историю Литвы.
«Стремятся, чтобы литовское общество было расколотым, разочаровавшимся, чтобы многие люди эмигрировали, власть стала слабой, армия тоже… Так подготавливается почва. Когда в государстве создается такая атмосфера, то враждебно настроенные силы могут реализовать любые цели» - так говорит о враждебном влиянии извне в информационном пространстве Литвы аналитик Минобороны.
Должностные лица, опрошенные порталом lrytas.lt , признают: информационная война теперь стала интенсивной как никогда, а информационные атаки - все более и более изобретательными. Как опознать это явление и не стать жертвой такой войны?
Манипулирование мыслями и чувствами
Информационная война - это война, в которой вместо оружия используется информация. Так стремятся к достижению в чужой стране политических или экономических целей. Борются за умы людей. С помощью передовых информационных технологий стремятся манипулировать мыслями и чувствами.
Враждующие стороны пытаются влиять на граждан других государств, на их самосознание, пытаются заполнить публичное пространство информацией, которая может разрушить фундаментальные ценности общества. Цель состоит в том, чтобы получить контроль над информационными и коммуникационными технологиями.
Так закладываются основы ситуации, при которой политики принимают благоприятные для враждебной страны решения. Ставшая жертвой страна теряет иммунитет, не в состоянии защитить себя. Иными словами, такое государство становится зомбированным - им управляют и его контролируют. Агрессор может этим удовлетвориться или же занять подорванную страну силой.
«Война есть продолжение политики. Например, два государства не могут договориться по территориальному вопросу. Сначала они пытаются решить проблему политически, дипломаты занимаются переговорами. Но если не удается прийти к согласию, то проблема решается при помощи армии, - говорит об информационной войне преподаватель Института журналистики Вильнюсского университета, доктор Мантас Мартишюс. - Сейчас международные отношения в мире регулируются законодательством, двусторонними соглашениями, поэтому армия применяется только в исключительных случаях. Теперь государства ведут информационные войны. Например, одна из воюющих сторон может попытаться изменить общественное мнение граждан страны. Убедить людей в том, что жить в другой стране им было бы гораздо лучше. Тогда граждане могут оказать давление на свое правительство или организовать референдум, чтобы присоединиться к другому государству».
М.Мартишюс - автор книги «(Не)очевидная война: рассматривая информационные войны».
Такая война намного дешевле, чем обычная. Кроме того, она не лишает людей жизни.
Раздувание проблем, умаление достижений
В последнее время заметно усиление влияния информации, враждебной Литве. Нашу страну бомбардируют негативной информацией, ослабляющей самоидентификацию литовцев. Специалисты из спецслужб и ученые этот процесс связывают с Россией.
«Трудно измерить, какое влияние она оказывает на Литву. Тем не менее, следует признать, что в некоторых аспектах ломается доверие к своему государству, уверенность в самих себе, принижаются достижения, преувеличиваются проблемы», - отмечает анализирующий публичное пространство Литвы М.Мартишюс.
По его словам, информационная война в нашей стране осуществляется на основе некоторой логики - стараются акцентировать и гиперболизировать проблемы, а достижения - принизить.
«Например, когда говорят о Грюнвальдской битве, утверждают, будто там почти не было литовцев. Это не так - литовцы составляли почти половину войска. Однако такое толкование истории внедряется в общественное пространство.
Если что-то в Литве не удается, это пытаются как можно сильнее раздуть. Формируется такая атмосфера, в которой люди не доверяют себе и не верят другим. Создается впечатление, что литовцы - нация неудачников. И это повторяется постоянно. Поток информации очень высок. Его влияние - тоже», - считает М.Мартишюс.
«Если сравнивать Литву с другими странами, то наша страна в любом аспекте будет не самой худшей. Не будет даже одной из худших. Тем не менее, свое государство мы ценим очень и очень низко. Мы можем с уверенностью предположить, что неадекватность этих оценок - искусственная. Они раздуты и инспирированы другим государством.
Другая цель - власти страны. Задача состоит в том, чтобы подорвать доверие к государству и политикам, посредством мнимого общественного мнения оказывать влияние на их решения.
В долгосрочной перспективе наблюдается стремление подменить идентичность литовцев. Все эти меры направлены на то, чтобы подорвать гордость литовцев за свою культуру и историю. Еще Иосиф Сталин сказал, что для того, чтобы разрушить государство, нужно сначала уничтожить гордость народа прошлым своей страны», - сказал один из аналитиков Министерства обороны.
Воюют музыканты, историки, политики
Одно из самых простых и дешевых средств, которыми Россия стремится повлиять на общественное мнение в Литве - комментарии под статьями в интернет-порталах. Агентства публичных связей или нанятые писатели систематически комментируют статьи. Их цель всегда одна - подать как можно больше негативной информации и оценок о Литве.
«Не секрет, что многие читатели просматривают комментарии к статьям. Какое мнение у них может сформироваться? Прежде всего, что литовцы враждебно относятся к своему государству и собственной нации. А во-вторых, что их соотечественники - неграмотные и глупые. Такова цель профессиональных комментаторов - создать впечатление, будто никто не поддерживает Литву, и что отсюда нужно эмигрировать. В обществе создается негативная атмосфера нигилизма», - такую оценку дает специалист Минобороны.
Создаются даже веб-порталы, на которых представлена пропагандистская информация о России, коммунизме, где подвергают критике Литву, культуру и историю страны.
В Литве также транслируются передачи российского телевидения, работают русские радиостанции. Их цель - в том, чтобы в общественном пространстве постоянно звучал русский язык.
Другим оружием в этой войне является организация музыкальных концертов российских исполнителей. Это попытка удержать Литву в культурной сфере России. Эта функция очень важна с точки зрения отношения государств Запада к Литве - если в стране популярна русская культура, это означает, что Литва не очень далеко отошла от культурного пространства России. Таким образом, мы можем сделать вывод, что Литва не очень сильно отличается от России.
Аналогичное впечатление возникает при посещении магазинов в Литве - на полках все еще можно найти продукты, которые «украшают» советские символы.
Оружием информационной войны становятся даже ученые и книги. Чаще всего в этих изданиях подвергаются критике история и победы Литвы. Хотя такие книги не пользуются популярностью, они все же служат своим целям - впоследствии подручные историки Кремля цитируют эти книги, критикуя и высмеивая Литву.
«Мы не можем утверждать, что все авторы таких книг - купленные. Некоторые из них, возможно, слишком критически смотрят на историю Литвы. Но некоторые ученые публикуют исключительно отрицательную или унизительную для литовского народа информацию. Такие авторы стараются избегать любого позитивного настроя. И это вызывает подозрения», - говорит о ситуации М.Мартишюс.
В информационных войнах орудием становятся и политики. Некоторые из них оказываются успешными, ведомые ими политические силы даже пробиваются в парламент Литвы. Другие политические деятели, именуемые специалистами «кастой дебоширов», даже не стремятся стать влиятельными - их целью является постоянное создание сумятицы в общественном пространстве.
Оружие Литвы - гласность и просвещение
По мнению специалистов, хотя Россия на эту войну направляет большие силы и выделяет немалые средства, Литва все же может помешать ей в достижении своих целей. «Полностью подавить противника не удастся. Но можно сделать так, чтобы его пропаганда стала неэффективной», - указывает М.Мартишюс.
Основным инструментом защиты в информационной войне являются анализ, выявление и предание огласке действий враждебного государства. Когда об используемых психологических средствах говорят вслух, они теряют силу. «Жители должны быть проинформированы и осведомлены о том, что на них пытается воздействовать враждебное государство. Литовский народ должен научиться оценивать информацию критически. Особенно ту, где публично критикуют достижения Литвы, ее историю, культуру и другие ценности», - поясняет сотрудник Минобороны.
Специалисты говорят, что и журналистам следует быть более ответственными. Особенно при написании статей по очень важным для государства темам - об экономике, энергетике, вооруженных силах, истории.
«Иногда кажется, что в публичном пространстве слышатся только одиночные враждебные Литве голоса. Но когда вникаешь, начинаешь понимать, что здесь выступает хорошо сыгранный оркестр. Нехорошие дела совершаются систематически», - предупреждает М.Мартишюс.
Несколько лет назад мой приятель вернулся из миссии в Афганистане. Тогда его очень неприятно удивила встреча на Родине.
Солдат сказал, что свою службу в провинции Гор он считал подвигом - защищал свою страну и христианские ценности. По возвращении домой он надеялся, по крайней мере, на уважение родных. Но даже самые близкие люди скептически отнеслись к подвигу солдата. Даже отрицательно.
Мой друг, как и многие литовские военнослужащие, стал жертвой информационной войны.
На мушке России - со времен Речи Посполитой
К аналогичным целям враждующие государства стремились с древних времен.
Один из примеров - когда в XVII веке власть Республики Обоих Народов (Речи Посполитой - РП) пыталась укрепить армию и провести реформы, усиливающие государство. Агонизирующая страна стала заложницей влияния России, Австрии и Пруссии, поэтому реформаторы надеялись укрепить страну и восстановить независимость.
Однако враждебные государства подстрекали в обществе дискуссии, дескать, реформы разрушат существующий строй и РП падет. Предлагаемые реформы под прикрытием патриотических целей были загублены, ибо им воспротивились граждане, поддавшиеся чужому влиянию.
Другой пример - когда Советы готовились к аннексии нашей страны, они сколотили группу литовских общественных деятелей, деятелей искусств, чтобы те поехали в Москву «увидеть коммунизм». Им в России показали современные заводы, устраивали роскошные пиры. После возвращения в Литву эти деятели кинулись писать статьи о достижениях Советского Союза.
В Литве до сих пор болезненно ощущаются другие последствия советской пропагандистской кампании - тогда стремились доказать, что литовское партизанское движение было преступным. Советские агенты, переодетые партизанами, убивали и грабили мирных жителей, поэтому многие усомнились в движении сопротивления.
Перехитрить Ирак помогло и CNN
Приведенные примеры нельзя назвать информационной войной. Тогда не было надежных каналов передачи информации, - таких, как Интернет, телевидение и радиостанции.
Впервые понятие «информационной войны» было использовано в 1991 году, после первой войны в Персидском заливе. Тогда была использована комбинация психологической войны и современных технологий.
«В то время через телеканалы CNN транслировалась информационная кампания, которая должна была ввести в заблуждение противника. Вышедшие в запас высокопоставленные американские офицеры по телевидению рассказывали, что американцы на иракские войска нападут с моря, и тогда смогут эффективно использовать военно-морской флот. Говорили, что американцы не будут атаковать из пустыни, поскольку в таком случае иракская армия получит преимущество. Офицеры утверждали, что по их мнению союзные войска не смогут напасть на Ирак, потому что еще не готовы и т.д.
Как известно, вся эта информация была лишь частью информационной войны. Американцы напали именно со стороны пустыни через 12 часов после того, как истек срок ультиматума. Американцы блокировали иракские радары, чтобы армия могла беспрепятственно атаковать. Глушили и радиосвязь», - рассказывает д-р М.Мартишюс.
После этого военного конфликта такая методика стала использоваться почти во всех других войнах. Американский опыт был проанализирован в научных трудах.
Перевод: Владимир Вахман