Гораздо больше, чем приграничный инцидент, но все же меньше, чем причина для начала войны: проведенная в воскресенье операция, что очень важно, была направлена одновременно против Каира и Тель-Авива. Восемь коммандос убили 15 египетских пограничников и захватили два танка, но впоследствии были убиты израильскими солдатами у КПП Карм Абу-Салем (или кибуц Керем Шалом, как называют его в Израиле). По свидетельствам очевидцев, все они были одеты как бедуины. В Израиле немедленно заявили о связанной с «Аль-Каидой» террористической группе и отметили, что рейд поддерживали гранатометные залпы из сектора Газа. Совпадение? Ранее в тот же день в Тель ас-Султане израильский самолет обстрелял мотоцикл, на котором ехали два члена Комитета народного сопротивления: один из них, Айяд Нади Окель, был убит, а второй, Ахмад Саид Исмаил, ранен. Саид Исмаил был одним из организаторов теракта в июне этого года, в результате которого погиб сотрудник Министерства обороны Израиля Саид Фашафше.
После подписания обеими странами мирного соглашения 26 марта 1979 года приграничная зона отнюдь не превратилась в тихую гавань. В апреле этого года племена представили эмиссарам национального Совета Безопасности целую серию требований, главное из которых касалось пересмотра Кэмп-Дэвидских соглашений. В тот же день израильское контртеррористическое управление направило всем туристам рекомендацию покинуть Синайский полуостров из-за нависшей над регионом «серьезной и скорой опасности». В течение нескольких месяцев случаи саботажа египетских газопроводов, идущих в еврейское государство, заметно участились: ответственность по большей части возлагали на действующих в регионе контрабандистов, которые всегда готовы пойти на службу к тому, кто больше платит.
На бумаге существует договоренность о кредитах на сумму порядка 100 миллионов долларов для развития инфраструктуры, промышленности и сферы услуг. В стране, где государственная казна уже давно пугающе пуста, напряженность по-прежнему сильна, а понятие времени растяжимо, перечисление таких средств имеет большое значение. Тем временем, жители продолжают заниматься своим любимым делом, то есть - контрабандой, сотрудничеством с террористическими движениями и периодическими столкновениями с силами безопасности, в том числе - нападениями на полицейские участки и пропускные пункты на дорогах.
Всего в Эль-Арише и Рафахе расквартированы около тысячи египетских военных из пограничных отрядов. Эти плохо подготовленные, плохо вооруженные и слабо мотивированные люди представляют собой легкую мишень для террористов из «Всемирного джихада» и их местных союзников. Если судить по итогам операции, главной задачей нападавших было убить как можно больше солдат среди пограничников. Как отмечает один наблюдатель, все выглядит так, словно они хотят устранить любое присутствие в регионе сил нового режима. Армия, в свою очередь, воздерживается от активного вмешательства в борьбу с экстремистами, что (хотя на первый взгляд это и может показаться странным) перекликается с позицией президента Мухаммеда Мурси, который не хочет сотрудничества с Израилем и усиления мер безопасности, а выступает за сближение с ХАМАС.
Тем не менее, после воскресных событий обеим сторонам, вероятно, все же придется объединить и силы, и усилия, если они хотят эффективно противодействовать опасности, которую представляют боевики «Аль-Каиды». Эхуд Барак не ошибся, когда увидел в произошедшем «предупреждение» для преемника Хосни Мубарака. «Сохранять спокойствие - в интересах обеих наших стран», - заявил в свою очередь премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Что касается ХАМАС, в движении назвали эту атаку «террористической» и подчеркнули, что все туннели, по которым арабские проводники перебираются через границу, были закрыты.
Похвальный жест доброй воли. Но стоит ли рассчитывать, что он станет залогом периода мира и спокойствия на Синае, который находится в центре внимания, как минимум, четырех крупнейших игроков и может стать новой пороховой бочкой на Ближнем Востоке? По правде говоря, по этому поводу есть большие сомнения.