7-й день слушаний по делу Pussy Riot. С нами на связи наш московский корреспондент Александр Подрабинек, который все эти дни находится на процессе в Хамовническом суде.
RFI: Александр, правда ли, что «потерпевшие» просили ограничиться условными сроками для девушек из Pussy Riot?
Александр Подрабинек: Государственное обвинение попросило по 3 года лишения свободы в колонии общего режима для каждой из подсудимых. Адвокаты потерпевших поддержали государственное обвинение, поддержали требования об обвинительном приговоре, но передали мнение некоторых своих потерпевших, интересы которых они представляют, и те просят назначить им по 2 года условно с тем, чтобы девушки могли вернуться к своим детям, и не следует наказывать их так строго. То есть, потерпевшие оказались гуманнее прокуратуры, чего вполне можно было ожидать.
RFI: Вчера было записано обращение журналистов, и ваша подпись тоже стоит под этим обращением. Журналист Зоя Светова разместила этот текст у себя в facebook. Как сегодня относились к журналистам, которые хотели прийти на процесс? Потому что сегодня начались прения сторон – очень важный день.
Александр Подрабинек: Сегодня практически все обстоит так же, но журналистов, может быть, немного меньше, потому что разрешена трансляция из зала суда, и многие просто смотрят процесс в интернете. Вообще, атмосфера сегодня - более спокойная, чем когда-либо раньше. Сегодня, кажется, первый день за весь судебный процесс, когда судье не заявлен отвод. Она слушает довольно спокойно прения сторон – всех сторон: и обвинения, и защиты, и никого не прерывает. Так что, атмосфера более или менее спокойная. Это даже удивительно для такого процесса.
RFI: Про речь Марка Фейгина, одного из адвокатов девушек, уже говорят, что она войдет в учебники по юриспруденции, вы могли бы прокомментировать ее? Мы в эфире еще обязательно послушаем отрывки из выступления Фейгина в суде.
Александр Подрабинек: Речь адвоката Марка Фейгина, как, впрочем, и двух других защитников, была довольно убедительной. Фейгин говорил о несоразмерности совершенного проступка, который подпадает под действие административного законодательства, Кодекса об административных нарушениях, с предполагаемым уголовным наказанием. Он был довольно убедителен, он говорил, что если обвинительный приговор состоится, то это будет свидетельствовать о полном разрыве между властью и обществом, и будет свидетельствовать о возвращении советских времен. Судья сидит с каменным лицом, иногда делая вид, что она заинтересованно слушает. Но речь Фейгина, которая касалась вопросов «богохульства», была ответом на выступление государственного обвинителя, который значительную часть своего выступления посвятил именно обсуждению вопроса о том, что такое богохульство, каковы его рамки, границы. В общем, он упивался этой темой. А Марк Фейгин доказывал в суде, что это - вопросы, которые не имеют отношения к светскому праву и не должны разбираться в суде страны, которая считает себя светским государством.
RFI: Вчера Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" опубликовало коммюнике, и из этих документов следовало, что девушки из панк-группы спели свой панк-молебен, вернее, несколько секунд этого молебна не на территории, которая принадлежит Русской Православной Церкви. Эти документы были переданы потом адвокатам. Они как-то проявлялись на процессе, эти документы, или еще рано об этом говорить?
Александр Подрабинек: Нет, к сожалению, об этом говорить не рано, а поздно: стадия предъявления доказательств закончилась, судебное следствие закончилось. Защита не имеет сейчас возможности представить какие-то новые документы. Возможно, это может быть основанием для возобновления расследования по делу в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Но это - дело далекого будущего. Кто-то из адвокатов сегодня упоминал об этой коллизии, о том, что Храм, на самом деле не принадлежит Русской Православной Церкви. А Николай Полозов сказал, например, что он знает, что в Храме Христа-Спасителя проходят совершенно неконфессиональные мероприятия, например, был концерт группы Bonney-M в зале заседаний в подвале Храма Христа-Спасителя. И все это говорит о том, что это - не такое культовое место, как это пытается представить сторона обвинения.
RFI: С кем будет совещаться судья Сырова на этот раз?
Александр Подрабинек: Судья Сырова будет совещаться, как это положено по закону, со своей собственной судейской совестью и, вероятно, это будет длиться очень долго, потому что, я думаю, таковую найти будет очень сложно.