Вельский районный суд снизил срок заключения экс-главы «Менатепа» Платона Лебедева на 3 года и 4 месяца.
Ходатайство было подано адвокатами Платона Лебедева в июле, к рассмотрению по существу Вельский районный суд приступил 7 августа. В аргументации защита опиралась на изменения в УК - в частности, на то, что «наказание, предусмотренное по ч. 3 ст. 174.1 УК РФ, существенно смягчено и ее санкция, предусматривавшая наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, изменена и теперь предусматривает наказание по новому закону в виде лишения свободы на срок до 7 лет, а нижний предел не предусмотрен вовсе».
Поддержав ходатайство защиты, гособвинитель, в свою очередь, попросил суд снизить Платону Лебедеву общий срок по двум приговорам - на год и девять месяцев с имеющихся 13 лет заключения, то есть до 11 лет и 3 месяцев. Однако суд увеличил «скидку» до 3 лет и 4 месяцев. Таким образом, отмечает адвокат Лебедева Владимир Краснов в интервью агентства Интерфакс, его подзащитный - в том случае, если прокуратура в 10-дневный срок не опротестует решение суда - может выйти на свободу не в 2016 году, а уже в марте 2013 года.
Адвокат Лебедева Владимир Краснов сказал в интервью Радио Свобода:
- Я только что вышел из колонии. Сказал бы, что Платон Леонидович встретил решение суда со сдержанным оптимизмом. Он сказал примерно следующее: я почти доволен, моя защита почти добилась цели; буду доволен окончательно, когда цель будет достигнута. Напомню, что цель была - снизить наказание до фактически отбытого. Судья не дотянул до этого без малого семь месяцев. Мы считаем по-прежнему, что наше ходатайство было обоснованным и подлежало удовлетворению. Мы видим основания для обжалования.
Следует отметить, что Платону Лебедеву, отбывающему наказание в колонии в Вельске Архангельской области, ранее дважды было отказано в условно-досрочном освобождении.
Напомним, что второе дело против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева - т.н. «второе дело ЮКОСа» появилось незадолго до завершения первого судебного процесса. В декабре 2010 года обоих подсудимых приговорили к 14 годам лишения свободы. В 2011 году Мосгорсуд снизил сроки отбывания наказания до 13 лет.
В интервью обозревателю Радио Свобода Людмиле Телень адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант заявил, что решение об аналогичном ходатайстве будет принимать сам Ходорковский.
- После того, как адвокаты Платона Лебедева добились относительного успеха, пойдете ли вы по тому же пути, требуя пересмотра срока, на который осужден Михаил Ходокровский?
- Прежде всего, я очень рад за Платона Леонидовича и, конечно, за своих коллег. Хотя они настаивали на его немедленном освобождении, и это была абсолютно справедливая постановка вопроса (если можно вообще говорить о справедливости на десятом году расправы). Это само по себе - замечательное событие. Даже, несмотря на то, что это не является восстановлением справедливости. Тем не менее, я очень надеюсь, что решение Вельского суда устоит и вступит в законную силу. Но пока этого не произошло, решение еще может быть обжаловано прокуратурой.
Что касается Михаила Борисовича Ходорковского… Он, разумеется, это будет решать сам. Сейчас могу только сказать, что мы уже неоднократно обсуждали такую перспективу. Позиция Ходорковского: мы должны пройти весь путь, связанный с обжалованием приговоров, которыми это наказание и было назначено. Сейчас нам предстоит президиум Московского городского суда, где должна быть рассмотрена наша жалоба по решению председателя Верховного суда. Кстати, в этой жалобе мы тоже ставим вопрос о сроке наказания, который должны были уменьшить после изменения соответствующей статьи УК.
- Президиум Мосгорсуда вправе, рассматривая вашу жалобу, снизить срок?
- Я бы сказал: он обязан это сделать. Обязан, я подчеркиваю.
- Может ли в случае с Михаилом Ходорковским суд занять другую позицию - согласившись сократить срок Лебедеву, Ходорковскому в этом отказать?
- В этом деле может быть все, что угодно, и бывало уже не раз. Но еще и еще раз подчеркиваю, что, если руководствоваться законом, они оба уже сейчас должны быть на свободе просто по той самой причине, которую мы с вами сейчас обсуждаем. Несмотря на то, что обязательной силы решение Вельского суда в отношении Платона Лебедева для Сегежского суда в отношении Михаила Ходорковского не имеет. Но закон - один, и применяться он должен одинаково, даже если речь идет о Ходорковском. Как это в жизни все происходит - мы с вами видим. Конечно, всегда хочется надеяться на лучшее, и мы за это лучшее боремся, но давайте подождем и посмотрим, - сказал Клювгант.
Писатель Людмила Улицкая говорит, что не может считать решение Вельского суда праздником:
- Мне бы хотелось, чтобы Платон Лебедев вышел на свободу уже сегодня. Срок, который остается, достаточно большой. Так что я не могу сказать, что я воспринимаю это событие как большой праздник. Может быть, надо это рассматривать как некий сдвиг, но, к сожалению, эти сдвиги - чрезвычайно медленные, и происходят с сильным запозданием.
В свою очередь Глава Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов назвал решение Вельского суда Архангельской области логичным:
- Решение Вельского районного суда является прямым продолжением политики либерализации уголовного законодательства, которая проводилась последние годы. То, что было сделано на уровне законодательства, теперь переходит в плоскость правоприменения. Это нормально, так оно и должно было быть. Однако я хотел бы подчеркнуть, что либерализация уголовного законодательства представляется до сих пор незавершенной и неполной, потому что еще не проведена широкая амнистия по всем преступлениям, связанным с предпринимательской деятельностью.
Политолог Михаил Тульский настроен пессимистически и не верит в досрочное освобождение Платона Лебедева. В интервью РС он сказал:
- Это демонстрация доброты власти в том вопросе, который для нее уже не является важным. И возможно, что демонстрация только на словах, а на деле Ходорковский и Лебедев будут осуждены по еще какому-нибудь делу. В последние месяцы власть показывает какую-то звериную жестокость. Вспомним, то же ужесточение закона о митингах… Не исключаю, что вышестоящий суд просто отменит решение Вельского райсуда.