Как быстро мы все забываем. Пятнадцать лет назад внимание всего мира было приковано к Таиланду, поскольку те события, которые впоследствии стали известны как Азиатский финансовый кризис, начались здесь и быстро распространились по региону, положив конец бизнес-эйфории, если не сказать иррациональному восторгу, по поводу казавшегося неудержимым экономического роста в Азии и так называемого Азиатского экономического чуда.
Первым пузырь лопнул в Таиланде, после десятилетнего экономического роста в среднем на 9% в год – по отдельным оценкам самого высокого уровня роста по сравнению с любой страной в мире в то время. Не располагая достаточными резервами иностранной валюты, способной защитить бат, Таиланд был вынужден отпустить курс в июле 1997 года. Тайская валюта тут же упала с 25 бат до 55 бат за американский доллар.
Тысячи людей потеряли работу после того, как строительные проекты были заморожены, бизнес свернулся, и некогда цветущая экономика была поставлена на колени. Кризис разрастался, и стоимость валюты и капитала в Индонезии, Южной Корее и других странах резко упала, и компании подвергли переоценке свои инвестиции и деятельность в регионе.
Сегодня Азия по большей части восстановилась. И вот, 15 лет спустя, появилась новая эйфория, и опять ее сердцем стал Бангкок. Однако на этот раз в фокусе - запад, ближе к границе с Мьянмой.
Таиланд является главными воротами в Мьянму, и все больше и больше компаний и инвесторов стремятся пробраться в Янгон, чтобы делать бизнес. Они надеются, что в азиатской сказке об экономическом росте начнется новая глава, так называемое «бирманское чудо», которое дополнит более ранние главы о Сингапуре, Тайване и Южной Корее.
Для японцев, корейцев и других незападных компаний, которые более не ограничены общественными настроениями или европейскими и американскими экономическими санкциями относительно ведения деятельности в стране, которая некогда была изгоем, по-прежнему открытым остается вопрос: это «бирманский пузырь» или начало нового Бирманского экономического чуда?
На недавнем семинаре организации Net Impact в Институте делового администрирования Сасин (Таиланд – прим.пер.) обсуждался вопрос «Мьянма: чудо или ошибка?». Несомненно, те возможности, которыми раньше всецело владели китайские компании, вполне вероятно могут открыться для других. Совсем недавно General Electric подписал соглашение с двумя больницами в Мьянме о поставке медицинского оборудования и, таким образом, стал первой американской компанией, которая начала вести бизнес в стране с тех пор, как Вашингтон ослабил некоторые из своих санкций.
Представители бизнеса и мировые девелоперы спешат в страну, чтобы примериться к возможностям для бизнеса, и часто выбирают Таиланд в качестве опорной базы. В конце концов, тайские предприниматели уже обладают опытом работы в Мьянме. Приближающееся создание Экономического сообщества АСЕАН в 2015 году также дает Мьянме возможность стать еще одним центром дешевого производства для других стран региона, как и рынок сам по себе.
Международные финансовые организации, - такие, как Всемирный банк, хотя и не могут по-прежнему кредитовать Мьянму из-за задолженностей по выплатам старых долгов, а также все еще существующей политики ограничений, тем не менее, тоже спешат открыть свое дело.
И можно понять - почему. Предварительные оценки Азиатского банка развития содержат четкое послание: инфраструктура некогда богатейшей страны была заброшена на десятилетия. Принятие в 1962 году декларации «Бирманский путь к социализму» стало дорогой к разрушению, что привело экономику к фактическому застою.
Согласно внутренним оценкам Азиатского банка развития, сегодня по ту сторону границы существуют серьезные возможности инвестировать и поднимать энергетику, транспорт, городское развитие и водные ресурсы, сельское хозяйство и природные ресурсы, а также образование в Мьянме. Горнодобывающая промышленность, развитие гидроэнергетики и лесного хозяйства также отмечены как приоритетные секторы для предварительных заявок. В этих сферах, по оценкам АБР, должен быть достигнут компромисс между экономическим развитием страны в целом и долгосрочной стратегией охраны ее ресурсов.
О существенной роли Китая в Мьянме и подъеме больших новых экономик Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) написано немало. И все же, как и везде, компании должны соревноваться не только с Китаем. Бизнесу также предстоит иметь дело с тем, что я называю «брик» с маленькой буквы, который несет, возможно, еще большие трудности – бюрократия, регулирование, интервенционализм и коррупция.
Новые игроки в Мьянме сталкиваются с запутанной бюрократической системой, - правилами, которые применяются неравноправно или навязываются, в случае, если они вообще существуют, а также вмешательством со стороны государства ценой принесения в жертву рыночных механизмов, клановым капитализмом, или даже неприкрытой коррупцией. Возрождение этнических и религиозных трений также предполагает дополнительную проблему конфликтов на религиозной почве. Однако, как говорится, без риска не бывает и выигрыша.
Как должны инвестировать транснациональные компании, чтобы быть уверенными в том, что их давняя мечта делать бизнес в Мьянме не превратится в кошмар? Кроме того, как делать обдуманные инвестиции, если существует столько серых зон и так мало действующих законов и правил?
Когда я работал в АБР, я регулярно говорил о том, как важно фокусироваться на «трех П ответственного развития», а именно: людях (people) - на результатах а также, на том, чтобы все предпринятые попытки для развития и доллары непосредственно доходили до нуждающихся в них людях; планете (planet) – чтобы развитие сегодня не подрывало развитие в будущем, особенно когда речь идет о добыче природных ресурсов; и партнерстве (partnership) – чтобы предпринимаемые попытки были увязаны не только с другими агентствами по развитию, но также и гражданским обществом и частным сектором.
Частный сектор сыграл ключевую роль в избавлении страны от бедности, но и у него существовали свои противники.
Когда Азиатский экономический кризис возник 15 лет назад, он вызвал новое внимательное изучение роли правительства и частного сектора (включая финансовые организации и спекулянтов), в формировании и крахе экономического пузыря. Компании и фонды помощи, которые намерены закрепиться в Мьянме, должны думать не только об их подходах, но и о том, как лучше всего управлять своими рисками в стране, которая во многом находится в пограничном состоянии, со слабыми институтами и системой политического управления.
Руководители, акционеры и заинтересованные стороны должны думать не только о том, сколько они могут заработать в Мьянме, но и о том, как это сделать.
Представители агентств по развитию должны также думать не только о том, сколько помощи необходимо, но и как она будет предоставляться, и какой результат должна принести. Неважно, являемся ли мы свидетелями нового «сумасшедшего» нашествия в Мьянме, об одном мы точно должны помнить – в общественном и частном секторе быть первым не всегда гарантирует лучшие и наиболее долгосрочные результаты.
Автор: Куртис Чин – старший научный сотрудник Азиатского института технологий, управляющий директор RiverPeak Group. С 2007 по 2010 г. занимал пост Посла США в Азиатском банке развития.
Перевод выполнила Татьяна Щенкова.