Помните тот день, когда осуществилось ваше самое заветное желание? Вы выиграли кубок Стэнли, получили Нобелевскую премию, приз в лотерее. Или прогулялись по пустынному пляжу (может, даже марсианскому) с человеком, о котором вы мечтали долгие годы. Теперь вы можете умереть счастливым – ваши воспоминания сохранятся в памяти навечно.
Ну, если их не сотрут или не заменят. Или если они настоящие, коль уж на то пошло.
В новом фильме «Вспомнить все» зрителя ставят лицом к лицу с такой возможностью. Дуглас Куэйд (его играет Колин Фаррелл) хочет получить имплантант иллюзорных воспоминаний, чтобы как-то улучшить свою поганую жизнь. Но тут он узнает, что его память уже была изменена, и что его прошлое (а следовательно и настоящее) это изощренная выдумка. Куэйд просеивает свои воспоминания и не может определить, что там иллюзия и что реальность, если таковая вообще имеется.
Римейк не дотягивает до оригинала, но основной посыл по поводу податливости и безотказности памяти сегодня более актуален, чем в 1990-м. За 22 года многое изменилось, и хотя мы сегодня загружаем и выкладываем профили, папки, фотографии и фильмы, мы стараемся отбрасывать мысль о том, что человек состоит из данных. В фильме «Вспомнить все» исследуется усиливающаяся возможность того, что наш жизненный опыт и впечатления можно передавать, удалять или менять подобно файлам на флэшке.
В период между выходом двух фильмов ученые узнали много нового о том, как вносить изменения в память двумя основными способами – при помощи медикаментов и микрочипов. Но в своей работе они сосредоточились не на создании искусственной памяти, чтобы у людей улучшались ощущения от собственной жизни. Нет, их работа может быть использована для защиты памяти от расстройств и дряхления, и для многого другого.
Ученые из университета Южной Калифорнии успешно вживили искусственную память крысам, и она функционирует как естественная. Во-первых, исследователи стимулировали крыс к тому, чтобы те развивали реальную память, связанную с выполнением какой-то задачи. В данном случае это была добыча воды. Крысы узнали и быстро запомнили, что когда они нажимают сначала левый рычаг, а потом правый, в награду они получают глоток воды.
Затем исследовательская группа медикаментозно заблокировала критически важный участок гиппокампа (командный центр памяти), создавая своего рода отклонения в памяти. Отвлекшись на 5-10 секунд, крысы уже не могли вспомнить, какой рычаг они только что нажали, и какой надо нажимать следующим. Подавление части гиппокампа по сути дела привело к нарушению нейронной связи между кратковременной и долговременной памятью.
Чтобы понять, удастся ли им преодолеть последствия таких нарушений памяти, ученые затем вживили крысам микрочипы, содержащие такие структуры мозговых волн, которые позволяли им запоминать, как добывать воду. Эти чипы дали крысам возможность выполнить задачу по получению воды, а также зафиксировать новые воспоминания. Кроме того, крысы, не подвергавшиеся медикаментозному воздействию, после вживления чипа могли удерживать в памяти воспоминания намного дольше.
Данные эксперименты показывают, что можно не только воспроизводить кодировку мозгом воспоминаний (то есть, как мозг преобразует внешнюю информацию в неврологический конструктивный элемент, который он может хранить и вспоминать), но и сохранять эту информацию, а также обеспечивать к ней доступ даже тогда, когда мозг не в состоянии воспроизвести ту же самую структуру. Это похоже на запуск компьютера с загрузочного диска, когда жесткий диск поврежден.
Воспоминания окрашены нашим опытом, впечатлениями, индивидуальными особенностями, убеждениями и так далее. А это значит, что несмотря на наличие некоей базовой программы функционирования нашего мозга, не у всех память работает абсолютно одинаково. Однако понимание того, как кодируются структуры мозговых волн, приводит к тому, что мы, по крайней мере, теоретически можем стирать, заменять и усиливать воспоминания.
Ученые могут также искусственным путем активировать нейроны, необходимые для кодировки воспоминаний. В журнале Science в этом году были опубликованы данные исследований, свидетельствующие о том, что можно искусственно активировать определенные воспоминания. А отсюда рукой подать до способности провоцировать конкретные воспоминания о пережитом, как реальные, так и нет. Ученые считают, что можно также добавлять новую информацию к воспоминаниям после их искусственного извлечения, и что из-за повреждения гиппокампа воспоминания могут стираться.
Каждый любитель научной фантастики обязательно задумается о потенциале таких достижений и открытий. Речь идет о контроле над разумом и о его программировании. Это нечто вроде оруэлловской полиции мысли. Если сохраненные на микрочипах данные будут неотличимы от эмпирической и органической памяти, то совсем не сложно представить себе такой же сценарий, как во «Вспомнить все».
Но здесь могут быть и чудесные плюсы. Хотя на приматах и на человеке такие эксперименты еще не проводились, их последствия могут быть крайне важны для людей, страдающих от болезни Альцгеймера, слабоумия, потери памяти, а также для перенесших инсульт. При помощи микрочипов можно будет заменять недостающие или поврежденные нейронные процессы, а также наращивать способность мозга формировать новые воспоминания.
Когда-нибудь – хотя вряд ли скоро – мы перестанем терять ключи и забывать о назначенных встречах. Возможно, мы даже забудем те дни, когда еще не могли осуществить свои самые заветные мечты.