Если надо назвать какого-то латвийского политика, который в последнее время подтвердил свой политический рост и продемонстрировал достойную государственного деятеля позицию, то я, наверное, упомянул бы Артиса Пабриса. Еще не так давно он охотно предавался политическим интригам, стараясь вместе с Айгарсом Штокенбергсом оттолкнуть от правительства Национальное объединение (Штокенбергс поплатился за это на выборах), или демонстрируя ревность к своему коллеге Гиртсу Валдису Кристовскису. О периоде Народной партии лучше не вспоминать.
Однако, в последнее время Пабрикс выступил с несколькими инициативами, достойными поддержки. К примеру, в мае по его инициативе в Военном музее состоялась дискуссия «Влияние СМИ на общественное мнение, национальную безопасность и государственную идентичность», на которой были подняты очень важные вопросы о российской пропаганде и ее местном исполнении. Дискуссия, правда, пока осталась без продолжения. От Пабрикса исходил также ряд инициатив по содействию патриотизму, что больше связано со сферой, за которую он отвечает. Вполне вероятно, что должность министра обороны пошла на пользу политическим переменам в Пабриксе. В отличие, например, от министра иностранных дел, в чьем ведомстве имидж национально мыслящего политика не считается хорошим тоном (по меньшей мере, в понимании властных кругов Латвии), для министра обороны он очень даже желателен. Как же иначе такой человек может воодушевить солдат и общество?
Позитивно, что именно Пабрикс заметил и поднял тревогу, когда на Youtube была стерта версия фильма «Латышский легион» на русском языке. В действительности это - один из тех случаев, о которых шла дискуссия в Военном музее. Если говорить без околичностей - информационная война. Представители Youtube отметили, что содержание видео не соответствует правилам оказания услуг, не уточнив конкретно причину удаления фильма. Но после активных действий министра обороны фильм был восстановлен.
Это - только один небольшой эпизод в информационной войне, и здесь хватило сравнительно простых маневров для отражения атаки. Однако, что противопоставить артиллерии местных русскоязычных СМИ, наши политики, кажется, пока не знают.
Перевод: Лариса Дереча