Армия Ирана переведена в режим повышенной боевой готовности, сообщил иранский телеканал Fars. «Иран готов к любой провокации или эскалации против него. Если какая-либо из западных стран вздумает атаковать, Иран применит силу, и военная мощь будет куда выше той, что ожидают от страны. Принято решение о немедленном переходе к режиму повышенной военной готовности», - говорилось в переданном сообщении.
Данная мера последовала после того, как в последние дни в Израиле было сделано особенно много заявлений о возможном ударе по ядерным объектам Ирана. Кроме того, в Израиле в ближайшее время предполагается принятие закона, по которому премьер-министр получит черезвычайные полномочия, сообщает «Росбалт».
Между тем в минувшие выходные государственный секретарь США Хиллари Клинтон посетила Турцию. Это третий ее визит в Турцию за последние несколько месяцев. Х.Клинтон встретилась с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу, премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, президентом Абдуллой Гюлем. Принято решение о создании совместной комиссии по оперативному планированию урегулирования сирийского конфликта, которая, как сообщают информированные источники, станет координировать не только дипломатические усилия в данном направлении, но и деятельность всех силовых и разведывательных спецслужб в данном направлении.
Наряду с этим усилились масштабные террористические атаки на Турцию со стороны боевиков ПКК. Буквально накануне депутат Великого национального собрания Турции от ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии Хусейн Айгюн был похищен террористами ПКК. Официальная Анкара устами вице-премьера Бюлента Арынча открытым текстом обвинила Тегеран и Дамаск в содействии террористам ПКК.
Одним словом, нарастает напряженность не только во взаимоотношениях между Турцией и Сирией, но и между Ираном и Турцией.
Далее, президент Армении Серж Саркисян был вызван «на ковер» в Москву, чтобы получить согласие официального Еревана на участие в путинских интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Если судить по информации, поступающей из Москвы и Еревана, президенту России Владимиру Путину не удалось окончательно «уломать» С.Саркисяна, по крайней мере, пока. Отвечает или нет подобное развитие армяно-российских отношений интересам Азербайджана - это совсем другой вопрос.
Проблема в другом. После президентских выборов в России до сих пор не состоялась встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева. А президентские выборы в России состоялись 4 марта, то есть прошло почти полгода. Не состоялась даже неформальная встреча двух лидеров в рамках Олимпиады в Лондоне, и это несмотря на то, что президенты Азербайджана и России одновременно находились в столице Великобритании, чтобы поболеть за олимпийцев.
После этого уж очень наивные люди могут поверить в утверждения официальных лиц с обеих сторон о том, что азербайджано-российские отношения находятся на уровне стратегического партнерства.
Одним словом, мир вокруг нас рушится, регион Южного Кавказа находится накануне серьезных геополитических потрясений. А большинство наших и армянских политологов от власти ведут себя как в некогда очень популярной песне «Все хорошо, прекрасная маркиза». С проправительственными политологами, да и официальными лицами, курирующими внешнюю политику, все понятно. Они вынуждены выполнять инструкции, исходящие из вышестоящих органов.
Но удивляет гробовая тишина нашего политологического сообщества в целом. За исключением некоторых, например, руководителя центра политических исследований «Атлас» Эльхана Шахиноглу, главы исследовательского центра «Восток-Запад» Арастуна Оруджлу, руководителя департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии Арифа Юнусова, да еще пары человек, никто даже не пытается серьезно проанализировать ситуацию. Но намного хуже и вызывает огромное сожаление то, что не создаются постоянные площадки, где подобные серьезные обсуждения в принципе могут быть возможны. Это пугает. Общественное мнение должно быть подготовлено к возможным потрясениям. Иначе его реакция никак не может быть адекватной.
У нас пока рассматривают все проблемы через призму урегулирования карабахского конфликта, притом делается это подчас на любительском уровне. Вот вам пример. У Минской группы ОБСЕ имеются большие возможности для урегулирования конфликта, но она их не использует. Как передает SalamNews, об этом заявила вице-спикер Милли Меджлиса, руководитель азербайджанской делегации в ПА ОБСЕ Бахар Мурадова.
По словам Мурадовой, неоказание влияния на агрессивную Армению порождает в обществе недовольство деятельностью этой структуры, поскольку нагорно-карабахский конфликт негативно влияет на развитие Азербайджана и других государств региона.
«Посетивший недавно регион генсек ОБСЕ также заявил, что они не собираются оказывать влияние на какую-либо из сторон. Получается, что вы не хотите говорить нарушившей принципы международного права агрессивной стороне о том, что она является нарушителем? Такой подход вызывает недовольство в азербайджанском обществе», - отметила Мурадова.
Здесь хотелось бы отметить, что государственному деятелю такого уровня должно быть известно, что ОБСЕ в принципе не может оказать давление на агрессора. По той простой причине, что в этой международной организации все решения принимаются консенсусом. А этого консенсуса в рамках ОБСЕ по карабахскому вопросу добиться невозможно. Это стало известно аж 17 лет назад, во время Лиссабонского саммита этой организации, когда официальному Баку пришлось удовлетвориться не имеющим никакой правовой силы заявлением действующего председателя ОБСЕ. Но именно официальный Баку не предпринимает в течение этих последующих 17 лет каких-либо реальных шагов по привлечению более эффективных и действенных международных механизмов к урегулированию карабахского конфликта.
Хуже всего то, что вице-спикер даже в мыслях не может допустить того, что карабахский конфликт на данном историческом этапе необходимо рассматривать всего лишь как элемент важных геополитических процессов, происходящих в регионе и имеющих серьезное влияние на глобальную расстановку сил. Мне скажут: «А как же иначе?» Все дело в том, что эти геополитические процессы необратимы, они в любом случае приведут к тому или иному результату. Определять собственное отношение к этим процессам исходя исключительно из самого факта существования карабахского конфликта, мягко говоря, нелогично. Необходимо найти свое место в этих процессах, чтобы в конечном итоге добиться создания предпосылок для урегулирования карабахского конфликта в приемлемых для нас рамках. Однако вице-спикер Милли Меджлиса не находит ничего более «убедительного», кроме как заявить, что «никто не может разговаривать с Азербайджаном с позиции силы».
Далее. Внимательно прочитал интервью завотделом президентской администрации Новруза Мамедова в 1news.az. Опять же попытка убедить всех в том, что все прекрасно, с Россией мы достигли такого высокого уровня понимания, что дальше некуда. Иран сам виноват в обострении отношений, а мы к нему со всей душой. Что касается Армении, то она из-за сильной поддержки каких-то неизвестных внешних сил ведет себя так нагло.
Безусловно, господин Н.Мамедов прекрасно информирован и неплохо разбирается во всех нюансах происходящих геополитических процессов.