- Господин Карапетян, вы уже длительное время находитесь в Москве, общаетесь с политической элитой России. Вы можете сказать, о чем беседовали президенты наших стран во время визита Сержа Саргсяна в Москву 8 августа? Официальная информация по этому поводу довольно скудная и противоречивая.
- Думаю, что после недавних визитов Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина в Армению, Россия так и не поняла, какой внешнеполитической направленности придерживается наша страна. Поэтому возникла необходимость встречи президентов двух стран тет-а-тет.
Естественно, на повестке дня встречи Путин - Саргсян были внешнеполитические вопросы. Насколько мне известно, Серж Саргсян просил у Путина кредит в 1 млрд. долларов. Серьезно рассматривался также вопрос о вхождении Армении в Евразийский союз, о также проблемы, связанные с Нагорным Карабахом, Сирией, Ираном, Грузией.
- Чего русские хотят от Саргсяна?
- Стабильности внешнеполитического курса Армении.
- Получается, что различные высокопоставленные российские чиновники во время своих визитов в Армению толком так и не разобрались в действиях Сержа Саргсяна?
- Во-первых, замечу, что Путин - Саргсян встретились 8 августа. Четыре года назад в этот день началась русско-грузинская война. Эту встречу Путин использовал в рекламных целях. Как известно, 7-8 сентября Путин, вероятно, посетит Армению. По-моему, московская встреча имела целью уточнить, насколько необходим этот визит. Мои впечатления таковы: Путин «толком не разобрался» в Саргсяне, и не понял, чем занимается Армения и куда она идет. С другой стороны, и сам Саргсян также «толком не разобрался» в Путине.
- Почему вы так думаете?
- Прочитав официальные сообщения обеих сторон относительно встречи в Москве, можно прийти к интересному выводу. По словам Сержа Саргсяна, российский бизнес в Армении «чувствует себя уютно», что означает: если вы не будете со мной в хороших отношениях, то могут возникнуть проблемы. То есть, это похоже на шантаж. Путин, в свою очередь, заявляет: вы просите денег, но мы не дадим, потому что ваши соотечественники и так отправляют 1 млрд. долларов на Родину. То есть, может так случиться, что они больше не будут отправлять трансферты. И здесь чувствуется какой-то подтекст. Но насколько это все интересует граждан Армении, которые уезжают из страны и около четверти суммы бюджета отправляют в Армению? Не лучше ли было бы, если бы Россия сделала инвестиции в Армению, увеличила объемы промышленности, то есть, предприняла шаги по выведению нашей страны из нынешнего тяжелого положения, И мы, в свою очередь, согласились бы войти в Евразийский союз. Иными словами, во взаимоотношениях между нашими странами должны произойти какие-то сдвиги.
А что мы имеем сегодня? Переданные России еще десять лет назад предприятия в обмен на госдолг. Причем, эти предприятия до сих пор не функционируют. Пустые обсуждения по поводу нагорно-карабахского урегулирования, продление срока дислокации российской военной базы на территории Армении до 49 лет. А дальше что?
- В Армении мы, тем не менее, уяснили следующее: Серж Саргсян согласился, чтобы наша страна стала членом Таможенного союза, но об этом говорит только Владимир Путин.
- Помните, Нарышкин в Армении заявил, что евроинтеграция (Армении, - прим. пер.) не мешает Евразийскому союзу? Путин в Москве от имени Саргсяна сказал, что Армения будет принимать участие в совместной комиссии с членами Таможенного союза. Получается, что в России больше знают о внешнеполитических шагах Армении, чем сам Серж Саргсян и остальные. Я за то, чтобы Армения вошла в Таможенный союз, а евроинтеграция и Евразийский союз абсолютно не мешают друг другу. В этом вопросе Нарышкин и Путин правы. Другой вопрос, что вместо президента Армении об этом говорят высокопоставленные российские чиновники. Остается объявить, что Армения входит в состав Российской Федерации, и все. Я против этого. По-моему, Саргсян во многих странах много чего наобещал, и теперь запутался в своих обещаниях. Поэтому вместо него говорят другие. Даже Клинтон говорит вместо него. Однако в результате всего этого ситуация в Армении не улучшается.
- И все-таки, Серж Саргсян согласился войти в Таможенный союз?..
- Насколько я информирован, Саргсян никакого согласия не давал.
По моим сведениям, ни по одному вопросу договоренности не достигнуты. И вообще, президенты Армении и России в рамках «большой» дипломатии принимают такие решения, которые непонятны народам обоих государств.
- В чем причина подобной ситуации?
- Скажу так. Если целью Сержа Саргсяна являются президентские выборы 2013 года, то пусть скажет: меня интересует только то, чтобы я получил «добро» (всех геополитических центров - прим. пер.). О каком Евразийском союзе, о каких геополитических вопросах идет речь? И он постоянно дает понять, что готов все вопросы обсуждать после выборов 2013 года.
- Смог ли получить «добро» Путина Серж Саргсян?
- Я могу однозначно ответить, начиная от Обамы, заканчивая Путиным, «добро» нужно выпрашивать. Геополитическая ситуация такова, что «добро» не поможет ценам на пшеницу, нефть. Так что, если даже руководитель ООН даст «добро» Саргсяну, от этого ничего не изменится. Тем более, что сейчас просто так никто никому не дает «добро».
- Как вы думаете, пришли ли к соглашению Путин и Саргсян в вопросе визита президента РФ 7-8 сентября в Армению?
- Насколько я осведомлен, вопрос остался нерешенным.
(Публикуется с небольшими сокращениями)