В Белоруссии грядут парламентские выборы и началась предвыборная агитации. Началась со скандала: ролики некоторых кандидатов уже "зарубили" цензоры Избиркома. В РБ предвыборная агитация - в том числе, дебаты - идут не в прямом эфире, а в записи, и проходят предварительную цензуру. Судя по тому, куда движется российская госсистема, там этот цирк - еще впереди.
Цензура предвыборных роликов - само по себе дело абсурдное. Если бы в какой-нибудь европейской стране власти решились на такой шаг, ответом им был бы шквал народного негодования и насмешек. Но белорусы - народ «памяркоэны» и негодует, лишь тогда, когда цены на колбасу скачут, поэтому с выборами здесь можно ломать любую комедию.
Но ладно, пусть бы еще цензура эта осуществлялась в соответствии с действующим законодательством. Ну, там, смотрели, чтобы кандидат не призывал к совершению терактов, к распространению наркотиков, не оскорблял и не клеветал.
Так ведь нет: ролики снимают с эфира лишь за то <http://www.gazetaby.com/index.php?sn_nid=48533>, что их авторы призывают к бойкоту «так называемых выборов». Где, покажите, в законе сказано, что они не имеют на это право?
Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ признал, что предвыборные выступления таких кандидатов якобы не соответствуют избирательному законодательству страны. «Право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радио предоставляется кандидатам в депутаты для ведения предвыборной агитации и использование данных возможностей для иных целей законом не предусмотрено», - пояснил Центризбирком. Но это же произвольное толкование закона!
Понятие «предвыборная агитация» не включает в себя такой дефиниции, как невозможность агитировать за неучастие в выборах. Голосовать или не голосовать - право (а не обязанность) гражданина, гарантированное ему Конституцией. И голосуя, гражданин находится в рамках конституционного поля - и не голосуя, находится в них же. Значит, в равной степени законна как агитация за, так и агитация против.
Секретарь ЦИК мотивировал отказ тем, что «агитация против государственного мероприятия, на которое государство тратит огромные деньги, под названием «выборы» не предусмотрена».
Однако, раскрыв избирательный кодекс, читаем в статье 47-й, что действительно не предусмотрено законом. Агитационные материалы «в печати, по телевидению, радио не должны содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду». Об агитации против бюджетных мероприятий - ни слова.
Прежде, чем стать кандидатом, человек собрал нужное количество подписей (или был выдвинут партией) - то есть, определенный вотум народного доверия он уже получил и теперь имеет право использовать положенное ему по закону эфирное время с тем, чтобы донести до народа свою позицию, в том числе, касающуюся выборов. Да, государство «тратит огромные деньги», но это деньги налогоплательщиков, в том числе тех, кто отказывается признавать легитимность подобных выборов.
Если бы кандидаты решили использовать эфир для пропаганды вторжения НАТО или для того, чтобы поплевать на портрет Ермошиной - тогда, да, ЦИКачи со спокойной совестью и на законном основании могли бы эти ролики в эфир не пускать. А так…
Впрочем, насчет совести, можно не сомневаться: у ЦИКачей она и сегодня спокойна - ведь они ответственны не перед народом, а перед властью, сосредоточенной в руках одного человека. Единственное, за чем должны они следить - чтобы власть не ускользнула из этих рук.
В середине ХХ века один одиозный политик, тоже сосредоточивший всю власть на себе, и у которого «тоже не все было плохо», не уставал повторять своим подопечным: «Забудьте слово «совесть»! Я - ваша совесть!» Правда, и он, и его подопечные кончили более чем бесславно. Но белорусским стражам «силы и процветания» этот урок, похоже, не впрок.