Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская цифровая дипломатия - по клику мыши

© коллаж ИноСМИTwitter, Facebook и YouTube
Twitter, Facebook и YouTube
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Создается впечатление, будто дипломатические задачи теперь решаются не в ходе международных заседаний в «прокуренных кабинетах», а с помощью коммуникаторов и прочих электронных средств связи. Если говорить серьезно, то старые добрые приватные беседы между дипломатами никуда не делись, но онлайн-дипломатия действительно приобретает огромную популярность.

В последние годы о так называемой новой электронной или твит-дипломатии говорилось так много, что создается впечатление, будто дипломатические задачи теперь решаются не в ходе международных заседаний в «прокуренных кабинетах», а с помощью коммуникаторов и прочих электронных средств связи.


Если говорить серьезно, то старые добрые приватные беседы между дипломатами никуда не делись (и вряд ли денутся), однако онлайн-дипломатия действительно приобретает огромную популярность. Попытки завоевания киберпространства, которые предпринимаются сегодня Госдепом США (на сайте Департамента опубликован его девиз - «Дипломатия в действии») и Министерством иностранных дел Великобритании, получают широкое освещение в мировой прессе. В то же время все международные усилия России в этой сфере остаются, по большей части, незамеченными, несмотря на достигнутый прогресс и колоссальный потенциал для развития (даже здесь, в Лондоне: чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайт посольства РФ «Дипломатия онлайн» по адресу: www.rusemb.org.uk).

Читайте также: Китайский Twitter стал инструментом борьбы с коррупцией

В прошлом году Россия отвоевала у Германии право на звание крупнейшего интернет-рынка в Европе — число интернет-пользователей в России превысило 54 миллиона человек и продолжает стремительно расти. 7% от всех веб-сайтов мира являются русскоязычными, и ожидается, что к 2015 году доля онлайн-торговли в российском ВВП достигнет 3,7% (во многом это связано с тем, что скорость широкополосного соединения в Москве гораздо выше, чем в столицах многих стран Европы). Россия является одной из немногих стран, где местная поисковая система («Яндекс») и социальная сеть («ВКонтакте») опережают по популярности своих зарубежных соперников в условиях свободной конкуренции. Россия не фильтрует и не блокирует интернет-контент (исключение составляют лишь сайты, содержащие детскую порнографию, а также ограниченный ряд сайтов экстремистского толка), а российское правительство заявляет о своем намерении использовать интернет-средства для создания единой системы оказания государственных услуг и контроля госслужащих, что позволит снизить уровень коррупции.



Все это указывает на то, что мы обладаем достаточным опытом и навыками, чтобы громко заявить о себе в киберпространстве. Вопрос заключается в другом: как добиться того, чтобы наш голос услышали во всем мире? Ни для кого не секрет, что сегодня содержание международных новостных лент определяется англоязычными СМИ, и если они хотят заглушить голоса тех, кто пытается рассказать об альтернативных версиях событий (как это происходило и происходит с новостями о Ливии, Сирии и прочих), то эти новости вряд ли смогут привлечь внимание широкой общественности. Тем не менее, давно прошли те времена, когда письма о похищении белых женщин аборигенами, опубликованные в Pall Mall Gazette, становились причиной колониальных войн. С приходом в нашу жизнь интернета у несогласных людей появился шанс быть услышанными. Благодаря моим встречам с британскими блогерами я понял, что «партизанская журналистика» представляет собой реальную силу. Если вы умны, оригинальны и провокационны, то ваши заявления могут обратить на себя внимание общественности (именно этим принципом руководствуется в своей работе англоязычный российский канал Russia Today, который нередко дает слово тем, кого игнорирует ведущая мировая пресса; сегодня он является третьим по популярности новостным каналом Великобритании после Би-би-си и Sky).

Также по теме: Skype не признается, что копитрует разговоры для полиции

Тем не менее, для профессионального дипломата подобная деятельность в интернет-пространстве представляет определенные сложности. Люди нашей профессии привыкли сдержанно излагать свои мысли и полагают, что если наша точка зрения по тому или иному вопросу опубликована на официальном сайте, то все, кому нужно об этом знать, ее знают. Впрочем, всегда есть люди, которые знают лишь то, что они хотят знать. Нас учили, что настоящий дипломат всегда должен быть умен, иногда оригинален и никогда не допускать провокационности, а теперь нам приходится осваивать искусство сочетать в себе все три эти качества. В такой стране, как Великобритания, где две трети совершеннолетних граждан зарегистрированы в Facebook и одна четверть — в Twitter, дипломат не может пренебрегать этими средствами коммуникации и вынужден учиться пользоваться ими для выполнения своих задач. Успешная информационная деятельность в сети — это не только публикация пресс-релизов, это еще и общение, интерактивный контакт. Даже негативные комментарии способны стать поводом для обсуждения и помочь донести до широкой общественности вашу первоначальную идею. И хотя многие до сих пор сомневаются в том, что для этого может быть достаточно всего 140 символов, -  максимальная длина одного твита, - я твердо убежден, что даже такое короткое сообщение способно стать важным источником информации и навести читателей на определенные размышления и выводы. Моя первая онлайн-конференция в Twitter в мае стала тому очередным подтверждением.

Читайте также: Как электронная почта помогла разрушить СССР

Еще одно препятствие на пути развития электронной дипломатии - «культура анонимности», присущая онлайн-среде: любой желающий может присвоить себе какое угодно имя и адрес и даже позволить себе любые нападки в отношении других лиц (впрочем, в Великобритании недавно прошли судебные слушания по целому ряду дел «твиттер-троллинга»). Нам не следует игнорировать таких собеседников - у них имеется свой собственный набор правил, которым они следуют. Однако для тех, кто занимается публичной дипломатией, это не самый подходящий выбор. Наши заявления должны быть четкими и недвусмысленными. Вот почему я (@Amb_Yakovenko) с гордостью заявляю о том, что являюсь одним из тех пользователей Twitter, которые прошли официальную верификацию (общее число таких пользователей по всему миру составляет около 35 тысяч человек).

Россия относительно недавно стала членом клуба «мировых лидеров Twitter-дипломатии, и микроблог российского посольства в Лондоне уступает по числу читателей лишь США и Израилю, которые гораздо раньше начали заниматься активным продвижением этого нового инструмента международной политики. Нам есть, о чем сообщить миру, и мы можем добиться того, чтобы нас услышали. На конференции послов, состоявшейся в этом году в Москве, Владимир Путин призвал нас использовать новые дипломатические инструменты, чтобы более эффективно отстаивать наши позиции и точку зрения на международной арене. Мы полагаем, что чем больше люди будут знать о нашей стране и нашей политике, тем лучше они будут понимать нас. А укрепление взаимопонимания способствует становлению мира и стабильности.

Александр Яковенко - посол России в Великобритании, ранее занимал пост заместителя министра иностранных дел Российской Федерации.