Жители большинства государств бывшего СССР высказались за политическую интеграцию в рамках постсоветского пространства. В большинстве постсоветских республик (исключением стала Грузия) наиболее дружественной страной называют Россию.
Однако взгляды на экономическую интеграцию не столь однозначны: жители Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, России и Украины настроены на сотрудничество с Евросоюзом, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан – на сотрудничество с государствами бывшего СССР, а Узбекистан и Азербайджан склонны ориентироваться на Китай, США, Японию или Турцию).
Грузия – единственная страна на постсоветском пространстве, которая в экономической, политической и научной сфере больше ориентирована на развитие отношений с Соединенными Штатами, чем с бывшими республиками Советского Союза.
Это вывод авторов масштабного исследовательского проекта «Интеграционный барометр» Евразийского банка развития и Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор».
Глас народов
Впервые на постсоветском пространстве социологический опрос охватил двадцать аспектов общественной, экономической и социальной жизни граждан. На вопросы ответили 13 тыс респондентов из стран СНГ и Грузии. В каждой стране, по сообщению авторов проекта, было опрошено от 950 до двух тысяч человек.
Жители России, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Кыргызстана, Армении и Таджикистана, в том числе и Украины, приоритеты сотрудничества и развития добрососедских отношений в большинстве случаев видят на бывшей советской территории.
«На высоком уровне находится поддержка Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) в государствах-участниках. 80% опрошенных в Казахстане, 72% – в России и 60% в Беларуси ответили положительно на вопрос о том, как они относятся к тому, что “экономики этих стран объединились в Таможенный союз (ТС)”. В Украине, которая не является членом ТС, инициативу России, Беларуси и Казахстана поддерживают 57%. В Грузии – лишь 30%», – сказал во время презентации исследования исполнительный директор Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» Игорь Задорин.
Как рассказал Задорин, к созданию ЕЭП положительнее всего относятся в Казахстане 76% респондентов, в Таджикистане (72%) и в России (70%) опрошенных. Наименьшая доля поддержки ЕЭП зафиксирована в Грузии – 27% и в Азербайджане – 38%, который заинтересован развивать экономические связи с Турцией.
Данные социологического опроса были обнародованы 13 сентября в студиях РИА «Новости» во время телемоста между Санкт-Петербургом, Москвой, Минском, Киевом, Алматы, Ереваном и Душанбе.
О «друзьях» и «врагах»
Организаторы говорят, что вопросы были сформулированы в максимально простой и понятной форме. Такой подход позволяет получать наиболее точные результаты.
Помимо политических и экономических вопросов, респондентам одиннадцати стран предлагали ответить на ряд вопросов, касающихся выбора «друзей» и «врагов» во внешней политике бывших советских республик.
Большинство граждан Грузии на вопрос о том, какие из стран, «на Ваш взгляд, являются недружественными для нашей страны?» – среди первых поставили Россию и другие страны бывшего соцлагеря (81%). Друзьями грузины чаще всего называют американцев (мнение 67% респондентов) – в свою очередь, 43% жителей Беларуси считают Соединенные Штаты врагом.
В разделе ответов «Друзья. Постсоветское пространство», 80% армян и 55% украинцев высказываются за дружбу с россиянами. Большие показатели у жителей стран Центральной Азии. 86% жителей Таджикистана и Узбекистана, 85% – Казахстана и 82% – Кыргызстана называют Россию дружественной страной. Россияне же, в свою очередь, наиболее дружественной видят для себя Беларусь.
О единстве мнений
По словам директора Центра интеграционных исследований «Евразийского банка развития» Евгения Винокурова, Россия, будучи самой привлекательной для соседей страной целому ряду показателей, сама не проявляет должного интереса к соседям на постсоветском пространстве.
«Центральная Азия – практически по всем показателям ориентирована на развитие связей внутри СНГ. Азербайджан смотрит на Турцию, Грузия – на Соединенные Штаты. Для Молдовы значение Румынии и Евросоюза, приблизительно совпадает в оценках важности России и Украины», – подчеркивает одного из авторов исследования Евгений Винокуров.
Евгений Винокуров считает, что за два десятилетия после распада СССР, бывшие советские граждане существенно изменили свое мнение на многие вопросы, касающиеся политики, внешних отношений, экономики.
«Вместе с тем, мы отмечаем очень высокую поддержку Таможенного союза и Единого экономического пространства не только среди стран-участников этих проектов, но и в тех странах, которые общих границ с ТС не имеют и как потенциальные члены этих объединений не рассматриваются», – подчеркивает Евгений Винокуров.
По его словам, одним из главных выводов исследования является тот факт, что «постсоветский мир уже не един в плане общественного сознания».
Такая разная социология
Правда, украинские экономисты, которые не принимали участия в работе над «Интеграционным барометром», весьма скептически относятся к некоторым полученным данным, особенно по теме привлекательности, например, для Украины экономических проектов на евразийском пространстве.
Экономист и политолог Борис Кушнирук привел Русской службе «Голоса Америки» результаты опроса экспертов, который касался оценок привлекательности присоединения Украины к Таможенному союзу и интеграции на постсоветском пространстве.
Экспертный опрос был проведен Центром Разумкова в период с 19 марта по 10 апреля 2012 года. Тогда лишь 4,9% аналитиков выразили убеждение, что Украина должна присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, 78,6% сказали «да» вступлению республики в Европейский Союз.
Борис Кушнирук говорит, что данные украинских экспертов и опроса Евразийского Банка Развития могут отличаться, но исключительно в рамках статистической погрешности.
«В несколько раз хотя бы, но не в десять же раз! Проблема социологии, и не только российской, в том, что она часто используется с манипулятивными целями», – подчеркивает Борис Кушнирук.
Он говорит, что при желании от одной и той же аудитории можно получить большинство ответов «за» как за союз с Европой, так и с Евразией. «И как это можно воспринимать? Я бы к такой социологии относился критически. Тем более, что сегодня у людей в головах настоящий сумбур», – отмечает Борис Кушнирук.