Как мужчина с мужчиной
Обычно разговоры о карьере являются делом весьма серьезным. Для этого нужно много времени, следует надеть шикарный бизнес-костюм, подготовить всевозможные темы – small talk, цели, цифры, способности. Но это обычный вариант.
Разговор, который Маркус Сциомер (Marcus Cziomer) имел со своим шефом, продолжался ровно две минуты. Этот советник по вопросам технологии накануне стал отцом и хотел поговорить со своим начальником относительно возможностей дальнейшего развития. Цель Сциомера: убедить своего шефа в необходимости предоставить ему два месяца отпуска по уходу за ребенком. 30-летний мужчина подготовил все необходимые аргументы и был готов к продолжительной дискуссии со своим босом.
Но тот, как оказалось, вообще не был настроен на длительный словесный обмен. «Ты должен сделать это в любом случае», - заявил он сразу после того, как Сциомер рассказал ему о своем желании. – Это тебе поможет».
Шеф Сциомера оказался прав. После отпуска по уходу за ребенком карьера молодого инженера пошла вверх. Уже спустя месяц после своего возвращения на работу, в октябре 2011 года, он оставил должность менеджера по проектам и стал консультантом. Спустя еще два месяца он уже был назначен руководителем маркетинговых проектов.
Большая зрелось и эффективность
Но и после возвращения на работу семья сохранила важное значение для Сциомера. «Я замечаю, как благодаря тому времени, которое я провожу с моим ребенком, я становлюсь более зрелым и более эффективным, - признается он. – Это, несомненно, добавляет положительные очки для моей карьеры».
До недавнего времени из-за его поведения его считали странной птицей, и у начальников это явно не вызывало особого понимания. Но сегодня Сциомер находится в лучшем обществе, он оседлал новую волну, охватившую в последнее время немецкую экономику. Игра на фортепьяно вместо совещаний.
Эксперты организации Europeischer Unternehmensmonitor Familienfreudlichkeit, для которого Институт немецкой экономики в конце 2009 года провел опрос примерно 500 руководителей предприятий и начальников отдела кадров в шести странах, утверждают, что в Германии примерно каждый шестой предприниматель поддерживает более активное участие отцов в семейной жизни, тогда как в Великобритании доля таких руководителей составляет 61%, в Швеции – 55%, а во Франции около 30%. И в вопросе об отпуске по уходу за ребенком немецкие отцы пока отстают от своих коллег – только каждый четвертый из них использует отпуск по уходу за ребенком, и в среднем мужчины в Германии проводят дома более трех месяцев после рождения ребенка.
Но даже в том случае, если статистика, по крайней мере, в европейском сравнении, не дает точной картины, а у большинства работающих матерей не особенно заметная роль отцов в Германии вызывает, вероятно, усталую улыбку, этот процесс на многочисленных немецких предприятиях становится все более заметным: в коридорах фирм и среди их руководителей менеджеры в последнее время регулярно выступают в роли активных отцов – и получают за счет этого дополнительные очки для своей дальнейшей карьеры.
Дополнительные очки для прохода на этажи руководства
Отцы сегодня вносят школьные праздники своих детей в содержащийся в программе Outlook календарь. Они демонстративно занимаются во время продленного дня изготовлением фонариков в день святого Мартина. Или исчезают в ходе совещания рабочей группы, так как они не хотят опоздать на концерт, в котором на фортепьяно играет его сын, или на теннисный турнир с участием своей дочери.
Среди немецких отцов-менеджеров разгорелось соревнование на лучший баланс в системе работа - пеленальный стол. Пиар-стратегия этих продвинутых пап проста: «Меняй памперсы и рассказывай об этом». Нет вопросов: «В отличие от женщин, мужчины с детьми получают дополнительные очки для своей карьеры, - отмечает Анке Хоффман (Anke Hoffmann) – одна из руководителей берлинской консультационной компании по персоналу и менеджменту Kienbaum. Имидж ответственного отца оказывает прямое влияние на карьеру новоиспеченных пап. В конечном итоге социальные способности считаются важным пропуском на те этажи, где располагается руководство. Зачем же в таком случае замалчивать свое участие в семейной жизни?
Благодарная пиар-тема
Наоборот – человек, который, как Сциомер, рассказывает о своей роли в качестве отца, зарабатывает себе очки в своей фирме. И не только в отделе кадров. «Работодателям нравится образ супер-папы. Они считают новых отцов выгодной для себя пиар-темой», - подчеркивает профессор в области экономики предприятий Высшей школы RheinMain в Висбадене и советник по менеджменту в Кенигштайне (Таунус) Вольфганг Йегер (Wolfgang Jaeger).
Тот, кто во времена демографических дыр и дефицита руководящих кадров предлагает современные рабочие места и духовную родину для отцов, привлекает таким образом все реже встречающихся молодых специалистов. Передовые в этом отношении компании открыто разыгрывают подобного рода отцовскую карту.
Крупная пекарня Mestemacher учредила для всей отрасли конкурс на определение «Супер-папы года». Фирмы проводят семинары для отцов и заседания рабочих групп на тему «Отцы на производстве». Проводятся мероприятия под названием «Бизнес-ланч на тему «стать отцом и вернуться на работу» или «Рабочий завтрак для отцов». А специальные аудиторы проверяют предприятия на предмет дружелюбности по отношению к молодым папам.
Воспитание – не только женское дело
Сотрудники банка Commerzbank еще в 2004 году организовали внутреннюю социальную сеть под названием «Fokus Vater». Главной ее целью является показывать пример «активного отцовства». Компания Fraport с помощью своей сети для отцов хочет обратить внимание на равенство шансов. И фирма Henkel в Дюссельдорфе пытается сделать так, чтобы «все больше мужчин смогли реализовать себя в роли отцов», подчеркивает Маркус Динслакен (Markus Dinslacken), который в концерне по производству товаров широкого потребления отвечает за стратегию diversity. По его словам, отцы играют важную роль в коллективе. «Таким образом, - подчеркивает он, - мы хотим изменить представление в головах людей о том, что воспитание детей является сугубо женским делом».
Максимальное использование минимального родительского отпуска
Чаще говорить о роли родителей и получать за это больше очков: отцы-менеджеры руководствуются стратегией, противоположной той, которую представляют их коллеги-женщины. «Это здорово, когда мужчины активно выполняют свою отцовскую роль, – отмечает тренер по менеджменту Барбара Шнайдер (Barbara Schneider) из Гамбурга. – Нужно извлекать из минимального по времени родительского отпуска максимальную пользу».
В то время как новое поколение супер-пап после рождения ребенка использует в среднем три месяца в качестве отпуска, женщины прерывают свою карьеру примерно на год. Вернувшись в офис, женщины делают все для того, чтобы проводить четкую границу между работой и заботой о ребенке. Дело в том, что любая имеющая семью успешная сотрудница знает: если она хочет, чтобы ее принимали всерьез, она должна избегать на работе разговоров о продленке, о подушечках и о дне рождения детей. Работа есть работа, а дети есть дети. Никаких дискуссий.
И сегодня еще многие работающие женщины предпочитают не говорить о своих детях. Такие же советы дают некоторые кадровики и эксперты по персоналу. Разговоры о детях могут быть восприняты как сигнал о том, что для работы не остается достаточно времени.
Зарезервированные сроки для семьи
У мужчин все как раз наоборот: если они в разговоре упоминают собственных детей, то им гарантированы в таком случае без дополнительных требований более стабильное положение и больше возможностей в общении со своими коллегами. Не удивительно, что мужчины используют свое конкурентное преимущество. Сотрудник компании HP Сциомер каждый день в офисе подчеркивает наличие у него семейных обязанностей. В календаре программы Outlook для отдела он помечает, делая это заметным для других, период с 17.00 до 21.00 каждого рабочего дня как «семейное время». По словам Сциомера, его работодатель называет такого рода подход передовым опытом (best practice).
И, естественно, это следует понимать как сигнал о том, что фирма и семья в определенном смысле взаимодействуют.
Несмотря на большое количество отцовских забот, Сциомер считает, что он сегодня работает более эффективно, чем в то время, когда он еще не был еще женат. «Раньше я подолгу засиживался в офисе, но при этом большая часть времени использовалась впустую». Сегодня он знает, что он не может ни на минуту задержаться и должен уйти не позже 17.00. Потому что в половине шестого закрываются ясли.
Если в компании, тем не менее, совещание назначается на 18.00, этот 30-летний мужчина принимает решение в зависимости от ситуации. Если Сциомер является одним из важных действующих лиц, то он пытается перенести совещание на другое время. Если нет, то он спрашивает сотрудника, отвечающего за ведение протокола, о принятых решениях и задним числом вносит свои предложения.
Виртуальные встречи с руководством и сыном
Или он подключается из дома по телефону в режиме конференции. Если, как это было недавно, во время подобного рода виртуального общения со своим лепетом вмешивается его сын, то и это не проблема. Сначала все посмеялись, рассказывает Сциомер. «Затем мы совершенно нормально продолжили работу».
С подобного рода ситуациями уже сталкивался Штефан Койхель (Stefan Keuchel). Он работает пиар-менеджером в Гамбурге в компании Google Deutschland, и у него четверо детей от трех женщин (14, восемь, четыре года и три месяца). Койхель живет вместе со своей новой женой и двумя общими детьми в Гамбурге, но он заботится и о своих более старших детях от предыдущих отношений.
В цифровой социальной сети Google+ он представляет себя как «счастливый отец и муж (happy father & husband). Но что касается счастья, то с этим в будние дни возникают проблемы.
Угрызения совести перед коллегами
У этого 43-летнего мужчины связанная со стрессами работа и насыщенный календарь встреч. Он хотел бы иметь больше времени для семьи. Но откуда его взять? В обычные дни он не приходит домой раньше 20.00. В настоящее время его жена ухаживает за двумя малолетними детьми. 14 лет назад, когда у него родился первый сын, Койхель работал более напряженно и проводил на работе больше времени. «Наличие дома ребенка не было основанием для того, чтобы мужчина раньше приходил домой», - вспоминает он.
Сегодня для него вполне естественно приходить раньше, когда в семье происходят какие-то события. Например, во время проведения родительских собраний. Или во время парада святого Мартина. Его очень радует то, что его работодатель, как и всем другим родителям новорожденных детей, выдает 250 евро в виде стартового капитала, а также предоставляет двухнедельный отпуск. Это радует его настолько, что он в тексте для автоответчика в своей электронной почте написал о том, что он «как отец находится в отпуске по уходу за ребенком».
Более продолжительный отпуск также присутствует в его планах. «Все отцы возвращаются с блеском в глазах из отпуска по уходу за ребенком, - рассказывает он. – И я хочу, чтобы у меня было так же». Однако пока его удерживают угрызения совести. В его отделе работа поделена на четыре человека. Если один из них выпадает, то коллеги должны значительно больше времени проводить за рабочим столом. Вместе с тем от своего шефа, а также от отдела кадров Койхель уже получил зеленый свет. («Делай это! Используй время!»). Но как же все это организовать?
Модель фонда как временная помощь
Фолькеру Баишу (Volker Baisch) известны такие отцы как Койхель. Как руководитель некоммерческого проекта Vaeter GmbH в Гамбурге он консультирует такие фирмы как Airbus, Datev и Hamburg Wasser по вопросам, связанным с дружелюбным отношением к отцовству. «В отличие от матерей, многие отцы не решаются на то, чтобы заявить работодателю о своем желании получить частичный или полный отпуск по уходу за ребенком, - говорит он. – Они ждут того, что сам руководитель переключит светофор на зеленый».
Но именно этот шаг все сложнее сделать многим предпринимателям. Как и Койхель, они не знают, смогут ли они справиться с ситуацией во время отсутствия молодого отца на рабочем месте.
Баиш советует взять на вооружение модель фонда. Те деньги, которые высвобождаются во время отсутствия одного из коллег, поступают в фонд, из которого может быть оплачен подменщик или временный сотрудник.
Степень MBA во время отпуска по уходу за ребенком
Такого рода хитроумные решения были еще неизвестны члену руководства компании Allianz Андреасу Штайнерту (Andreas Steinert), когда он после рождения второго ребенка в 2003 году взял отпуск на полгода по уходу за детьми. «Опасения относительно того, что у меня не будет хватать ни на что сил, я не испытывал, - рассказывает этот получивший ученую степень юрист. – Я всегда был убежден в том, что меня это время не свалит с ног». Параллельно с отпуском по уходу за ребенком он получил степень MBA, а его работодатель оплатил все связанные с этим расходы.
Сегодня менеджер по продуктам, отец троих детей (13, десять и шесть лет) и руководитель отдела из пяти сотрудников в компании Allianz Beratungs- und Vertriebs-AG живет в Мюнхене со своей женой «по французской модели», как он это называет. Оба родителя заняты полный рабочий день, дети ходят во французскую школу полного дня, а после окончания занятий до вечера детьми занимается иностранная няня. Затем эти функции переходят к матери или к отцу.
Точное планирование
Сам Штайнерт много времени проводит на работе. После того как он утром отвозит детей в школу, его рабочий день продолжается до 20.00, а иногда и до 22.00. Но два раза в неделю ситуация меняется. В эти дни он занимается детьми. В среду он уходит с работы около 18.00 для того, чтобы забрать детей из музыкальной школы. А в пятницу он покидает офис уже в 17.00 для того, чтобы вместе с ними поиграть в теннис.
«Для того, чтобы отдельные сотрудники отдела получили необходимое свободное время, остальные должны быстрее шевелиться, - подчеркивает 41-летний Штайнерт. Так получается и в том случае, когда кто-то из его детей заболевает. Из-за этого он иногда вынужден отменять важные совещания. А то, что накопилось за день, он делает вечером, когда дети уже спят.
Однажды в течение дня он совершал рабочую поездку, а когда вернулся, дети устроили ему шумное приветствие. У него в связи с этим возникло хорошее чувство, связанное с тем, что дети «рассматривают его как составную часть своей повседневной жизни». Однако Штайнерт не склонен героизировать свою работу на фирме и в семье. Цена того, чтобы заниматься одновременно и детьми, и карьерой, высока. «Личное время в данном случае равняется нулю», - признается он.
Модель «часть времени по уходу за детьми»
Именно такого рода чувства старается не допустить в настоящее время Кристиан Кобберс (Christian Cobbers). Этот имеющий ученую степень дипломированный специалист в области экономики и торговли является ведущим сотрудником и составляет ежемесячные данные для годового отчета концерна, направляемого высшему руководству Henkel. В настоящее время он занимается этим один раз в неделю. Все остальное время он уделяет уходу за тремя своими детьми – семи, трех лет и одного года. А также выполняет все то, что необходимо в этой семье из пяти человек, – делает закупки, пылесосит, готовит пищу, играет в карты, моет малолетних детей и меняет памперсы. Эта модель называется «часть времени по уходу за ребенком». Его жена работает на 80%-ной ставке также в компании Henkel. С сентября и сам Кобберс увеличивает свою работу до 80%, а с 2014 году он уже перейдет на полный рабочий день.
Кобберс серьезно относится к своей роли отца. С помощью организации родителей на предприятии он недавно обнаружил расположенную недалеко школу, и это поможет занять детей во второй половине дня. Кроме того, он регулярно проводит встречи с пятью менеджерами компании Henkel в рамках специальной программы для отцов. Там он обменивается с коллегами опытом организации баланса между работой и семьей и – что весьма важно – обсуждает вопросы карьерного роста в концерне.
Дети и клиенты похожи друг на друга
«Я не хочу отказываться от карьеры только потому, что я использую отпуск для родителей, - признается этот 39-летний мужчина. – Как отцу семьи мне удается накапливать очки в социальной сфере, в том числе и для моей карьеры в компании Henkel». Один раз это уже сработало: после своего первого отпуска по уходу за детьми он получил повышение.
То же самое недавно произошло и с Маркусом Сциомером. С начала июля он живет и работает как менеджер в области ИТ в представительстве HP на Филиппинах. Недавно его жена родила второго ребенка, и скоро он в очередной раз возьмет родительский отпуск.
«Навыки отца я совершенно определенно могу использовать и на работе», - отмечает он. При этом он вспоминает слова своего шефа: «Дети часто капризничают, не понимая, чего они, собственно, хотят – то же самое можно сказать о некоторых клиентах».