До сих пор неизвестный фрагмент папируса, написанный на саидском диалекте коптского языка, типичном для Верхнего Египта, снова привел к дебатам о том, что Христос, возможно, был женат. Профессор Карен Кинг (Karen King) из богословского факультета Гарвардского университета в ходе конференции в Риме представила папирус, в котором написано: «И Христос сказал им: «Моя жена...». Речь идет о первом и единственном свидетельстве, в котором говорится о «жене» Христа. Новость появилась в газете «New York Times».
В своем исследовании, которое будет опубликовано только в январе 2013 года в Гарвардском богословском журнале, профессор Кинг осторожно пишет о том, что окончательное заключение сделать невозможно, но все говорит за то, что фрагмент аутентичен: различные специалисты исключают, что речь идет о тексте, добавленном позднее. Фрагмент мал, его размеры составляют 8 см в ширину и 4 см в длину, и прочесть можно только наиболее длинные обрывки фраз.
Профессор Кинг утверждает: «Разумеется, этот папирус не доказывает то, что Иисус был женат, но подтверждает тот факт, что вопрос о его возможной женитьбе не раз обсуждался». Судя по характеру письма, папирус датируется второй половиной IV века. Но его содержание может восходить ко второй половине II века. Следовательно, можно высказать гипотезу о связи этого текста и других, современных ему, известных как «Евангелие от Фомы» или «Евангелие от Марии Магдалины». Эти тексты имели широкое хождение в среде гностиков.
Читайте также: Восточная церковь идет навстречу христианству будущего
Как известно, церковь признает аутентичными только «канонические» Евангелия, приписываемые евангелистам Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Эти тексты датируются первым веком. Матфей и Иоанн были апостолами, а Марк и Лука — последователями апостолов Петра и Павла. Хотя обычно полагают, что признание каноческими этих четырех Евангелий и последующий отказ от других, считающихся «апокрифическими», обязано предписаниям церковных властей, на самом деле это не так. Канонические Евангелия с самого начала были наиболее распространены в христианских сообществах, которые считали их происходящими напрямую от апостолов, бывших непосредственными свидетелями жизни Христа. Следовательно, эти Евангелия были каноническими еще до того, как были определены таковыми. Фрагмент, обнаруженный Лудовико Муратори (Ludovico Muratori) в Библиотеке Ватикана, свидетельствует, что уже в 157 году в Риме читались и почитались эти четыре Евангелия.
Слово «апокрифический», используемое для Евангелий, не признанных церковью, имеет греческое происхождение и означает «скрытый». Действительно, во II веке циркулировали различные апокрифические тексты, распространенные в христианских кругах гностиков. Это поздние тексты, в которых делалась попытка реконструировать некоторые этапы биографии Иисуса из Назарета и дать интерпретацию его идеям. В целом, если канонические тексты лаконичны, существенны, мало связаны с чудотворством, то апокрифы содержат множество чудесных и сенсационных элементов. В некоторых случаях они отражают религиозно-философские взгляды гностиков, которые проповедовали радикальный дуализм, утверждая, что между Богом и материей пролегает пропасть.
Большой знаток этих текстов итальянец Луиджи Моральди (Luigi Moraldi) написал: «Гностические евангелия — это размышления об Иисусе, о его послании, об отклике, который возникает в душе верующего, в особенности интеллектуала... Это не собрание биографических данных о Христе. Эти послания предполагают, что читателю хорошо известно христианское учение с его первых шагов и в последующем развитии». Только что изученный фрагмент возник в коптской среде, как и другие тексты гностиков.
Также по теме: Жареная курятина за Иисуса
Почему церковь утверждает, что Иисус никогда не был женат? Канонические Евангелия представляют его холостым. Хотя в его проповедях и притчах не раз фигурировали женские персонажи, и группа женщин постоянно следовала за ним, ни одна из женщин в канонических Евангелиях не называется его женой. В любом случае авторы канонических Евангелий нигде не говорят о том, что холостое состояние предпочтительнее пребывания в браке. Петр был женат (в Евангелии говорится о выздоровлении его тещи), были женаты и некоторые другие его последователи. Многие авторитетные знатоки Библии утверждают, что если бы Иисус был женат, то евангелисты об этом просто написали бы.
Не раз появлялись возражения против того факта, что Иисус был холост, на том основании, что религиозные учителя в еврейском мире женились. Но и две тысячи лет тому назад не такими уж редкими были исключения из этого правила, как свидетельствует тот факт, что сообщество ессеев, живших в Кумране, состояло из холостых людей.