В субботу, 29 сентября, в Ватикане начнется процесс над камердинером Папы Римского Паоло Габриэле, который обвиняется в утечке секретных документов. Он сознался, что взял со стола в секретариате Папы документы, на основе которых написана скандальная книга Джанлуиджи Нуцци. За этим процессом в Ватикане будут с интересом следить средства массовой информации. Такого внимания не привлечет даже Синод епископов, посвященный новой евангелизации, который откроется спустя неделю и будет продолжаться с 7 по 28 октября. Вероятно, это приведет ко временной приостановке процесса, если он не закончится к открытию Синода.
26 июля этого года в Кастель Гандольфо состоялось заседание во главе с Бенедиктом XVI. Помимо трех кардиналов (Хулиана Эрранса, Сальваторе Де Джорджи и Йозефа Томко), входящих в состав комиссии, ведующей расследование дела об утечке документов, в заседании принимали участие «куратор правосудия» (генеральный прокурор) ватиканского трибунала Никола Пикарди, судья Пьеро Антонио Боннет и ответственный за следствие генерал Доменико Джани.
Было принято решение как можно скорее прийти к следственному заключению и передать дело Габриэле в суд за кражу с отягчающими обстоятельствами. В деле замешан и программист Клаудио Шарпеллетти. Деликатное расследование по подозрению в совершении других тяжких преступлений, среди которых - покушение на государственную безопасность, предполагаемое создание преступной сети, сделавшей возможной утечку документов, - будет продолжаться.
Читайте также: «В Ватикане события почище сатанинского дыма...»
Процесс, который начнется в субботу, возможно, будет коротким, потому что обвинение уже в основном доказано, а сам обвиняемый сознался. Продолжительность суда будет зависеть от стратегии, которую изберет защита, и от того, сколько свидетелей будет присутствовать на процессе. Их имена перечислены в алфавитном порядке в следственном заключении, подготовленном для передачи в суд, но они будут обнародованы только в тех случаях, если свидетели должны будут повторить свои показания на процессе.
Паоло Габриэле был арестован 23 мая после того, как в его квартире были найдены копии документов из апартаментов Папы, банковский чек, выписанный на имя Бенедикта XVI, золотой самородок, подаренный Папе, и редкое издание "Энеиды" шестнадцатого века, переведенное Аннибалом Каро, стоимостью примерно в тысячу евро. Камердинер провел почти два месяца в маленькой келье в жандармерии Ватикана. 21 июля ему была временно предоставлена свобода с правом проживания в его квартире, находящейся всего в нескольких метрах от места его предыдущего заключения.
Ватиканскому судье мажордом сказал, что он хотел спровоцировать «информациооный шок». Он чувствовал, что это подсказывает ему Святой Дух. Он сделал фотокопии и передал документы Нуцци, а не газете Fatto Quotidiano, которая, однако, их тоже опубликовала. Он собирался «помочь» Папе, который, по его словам, был не вполне осведомлен о том, что происходило вокруг него. Он сказал, что принял участие в интервью во время передачи «Недосягаемые» (Gli Intoccabili), которую вел все тот же Нуцци. Журналист телеканала La7 на прошлой неделе показал оригинальный видеофильм с этим интервью, причем голос Габриэле уже не изменяли. В ходе своего выступления Паоло Габриэле сказал, что «воронов» в Ватикане около двух десятков. Камердинер во время своего заключения написал Папе письмо, в котором попросил прощения за содеянное.
Также по теме: Новая утечка из Ватикана
Внутри и вне Ватикана мало кто думает, что «vatileaks» закончится вместе с делом камердинера Папы. В воскресенье, 15 июля, на сайте немецкой газеты Die Welt была опубликована обширная статья Пауля Бадде (Paul Badde) - этого журналиста очень ценят в Ватикане - в которой он предположил, что действия мажордома в какой-то степени были воодушевлены профессором Ингрид Стампа, которая работает в Государственном секретариате Ватикана и принимает участие в издании книг Понтифика, бывшим секретарем Папы Йозефом Клеменсом и кардиналом Паоло Сарди. Согласно статье, «vatileaks» был порожден атмосферой напряженности и непонимания, возникшей между перечисленными людьми и личным секретарем Папы монсеньором Георгом Генсвайном, который тоже подвергся критике за работу с бумагами Бенедикта XVI.
После этой громкой статьи в газете Die Welt не последовало никаких опровержений ни со стороны Ватикана, ни со стороны заинтересованных лиц. Двойное и категорическое опровержение пришло восемь дней спустя, когда статья Бадде была перепечатана итальянской газетой Repubblica. Сначала пресс-секретарь Федерико Ломбарди, а потом и Государственный секретариат Ватикана сухо опровергли вовлеченность в дело трех человек, указанных в немецкой газете. Несмотря на это, некоторые люди, близкие к Папе, подтверждают, что доступ в папские апартаменты для епископа Клеменса и профессора Стампа был тут же ограничен.
На процессе Паоло Габриэле будет защищать только один из двух адвокатов, которые начали следить за процессом в мае этого года, а именно — Кристиана Арру. Другой адвокат, Карло Фуско, являющийся старым другом бывшего папского камердинера, отказался от защиты из-за расхождений в выборе стратегии на процессе. В протоколах следствия есть некоторые засекреченные страницы, которые не были показаны защитникам. Возможно, они касаются других предполагаемых преступлений, по поводу которых ведется следствие. Предполагается, что процесс будет коротким, но это будет зависеть от того, как будут проводить линию защиты в суде адвокаты мажордома и Шарпеллетти, а также от поведения обвинителя Пикарди.
Читайте также: Ватикан лихорадит
Возглавит суд над Габриэле и итальянским гражданином Шарпеллетти (его положение - менее тяжелое, а предъявленные ему обвинения, в основном, связаны с различными версиями следователей, возникшими в ходе первых допросов) очень известный и уважаемый юрист Джузеппе Далла Торре. Ему будут помогать судьи Паоло Папанти-Пеллетье и Венерандо Марано. Габриэле грозит срок от одного до восьми лет тюрьмы. Различные комментаторы утверждали, что Бенедикт XVI в конце процесса и следствия может его помиловать.
Папа очень страдает от того, что в скандал вовлечен человек, которого он принял, «как сына». С 2006 года он находился рядом с ним в течение почти всего дня. «Почему он это сделал? - не раз повторял Ратцингер. - Как зло могло проникнуть к нам?»
Процесс будет публичным, и журналисты (их будет восемь, некоторые - на постоянной основе, а некоторые будут меняться) смогут на нем присутствовать. Однако, они не смогут снимать процесс и регистрировать голоса. Так как улики - налицо, а сам Паоло Габриэле сознался, то нетрудно предположить, что процесс может быстро завершиться обвинительным приговором. Многие задают себе вопрос о том, что случится после этого первого процесса. Между тем, в настоящее время остаются секретными результаты работы комиссии трех кардиналов, которые не концентрируют свое внимание только на Габриэле, но выслушали многих людей, работающих в Ватикане, чтобы восстановить атмосферу, царившую в его дворцах в эти последние два года. Хотя с мая этого года все внимание обращено на поиск причины, заставившей мажордома похитить конфиденциальные документы с целью их опубликования, но остаются вопросы и к фактам и обстоятельствам, опубликованным в книге Нуцци. Эти факты связаны с архиепископом Карло Марио Вигано и его обвинениями, касающимися внутренней «коррупции» в Ватикане, с попытками приобретения госпиталя Сан Рафаэле и со скандальной отставкой главы банка Ватикана Этторе Готти Тедески.
На заднем плане остается и вопрос о смене Государственного Секретаря Ватикана Тарчизио Бертони, которому скоро исполнится 78 лет. Его считают основной мишенью «vatileaks». Он и сам так считает, заявляя, что чувствует себя « в центре схватки». Но Папа 4 июля снова выразил ему свое доверие.