Элитные американские высшие учебные заведения находятся в кризисе. И слабостью бизнес-школ США могут воспользоваться европейские конкуренты, предлагающие программы MBA, если они разработают европейский вариант обучения в области менеджмента.
Простые рецепты успеха больше не привлекают
Финансовый кризис потряс не только банки и предприятия. Международные экономические высшие учебные заведения, предлагающие приближенное к практике обучение менеджменту с получением степени Master of Business Administration (MBA), также пострадали. Прежде всего те, что находятся в Соединенных Штатах.
Такие авторитетные институты, как Гарвардская школа бизнеса, а также университеты Wharton и Kellogg готовили молодых специалистов для финансовой индустрии страны. Их выпускники получали лучшие места в обанкротившемся банке Lehman Brothers, они были создателями бума в области субстандартных кредитов (subprime) в таких командных пунктах власти, как страховая компания AIG, ипотечное агентство Fannie Mae and Freddie Mac – до его краха.
Все это свидетельствует о том, что сама по себе степень MBA, судя по всему, не защищает от принятия управленческих решений, приводящих к катастрофе. Это заставляет задуматься некоторых представителей бизнес-школ. «Простые варианты MBA больше не привлекают», - подчеркнул в своем выступлении на конференции в Барселоне Роберт Брунер (Robert Bruner), декан учебного заведения Darden School, расположенного в Шарлоттсвилле, штат Виргиния.
Многообразие не является важным признаком
Самоуверенность и амбиции американских школ были поколеблены. По мнению Брунера, это создает в стратегическом плане уникальные возможности: предлагающие степень MBA европейские школы могут использовать критику, высказываемую в адрес американских конкурентов, для того, чтобы предложить свой собственный вариант обучения в области менеджмента. Это может стать удачным моментом для европейцев, которые за последние 20 лет существенно наверстали упущенное, а теперь они могут обогнать американские школы бизнеса. Однако признаки этого в отрасли пока не очень заметны.
Руководители высших школ менеджмента в Европе принимают во внимание различия, существующие между высшими учебными заведениями. «Европейские школы предлагают больше разнообразия в процессе обучения», - подчеркивает директор программ MBA Международного института развития менеджмента (IMD) в Лозанне Дженет Шенер (Janet Shaner). 97% студентов, поступающих в эту бизнес-школу, расположенную на берегу Женевского озера, на программу MBA - иностранцы. Что касается лидера в этой области - Гарварда, то там только 34% иностранцев. Однако эти различия имеют отношение к самим школам и не являются особыми признаками европейской системы MBA.
Американские подходы доминируют
Своим многообразием европейцы обязаны просто географическому положению. В радиусе 2 тысяч километров от американских высших школ находится одна или две страны. Но если вокруг любой европейской бизнес-школы провести воображаемую окружность с тем же диаметром, внутри ее границ окажется, как правило, от 10 до 20 стран.
Поэтому, например, в IMD, в берлинской Европейской школе менеджмента и технологий (ESMT) и в Лондонской школе бизнеса больше иностранных студентов. Но это не является настоящим отличием. Многие европейские государства имеют экономическую модель, отличающуюся от Соединенных Штатов, и отражение этого аспекта в учебной программе может стать конкурентным преимуществом. Однако в учебных планах пока доминируют американские подходы.
Отсутствие собственно европейских отличительных признаков
Такие учебные заведения, как Gisma в Ганновере или Школа бизнеса (WHU) Отто Байсхайма (Otto Beisheim) в Фаллендаре, полностью или частично заимствовали американские программы MBA. Руководители школы IMD в Лозанне подчеркивают, что они в большей степени практикуют глобальный подход, чем типичные американские бизнес-школы. Однако убедительными назвать подобные заявления нельзя.
Швейцарская школа непосредственно подсоединена к трубопроводу фабрики изучения отдельных примеров Бизнес-школы Гарварда, и две трети учебных материалов поступает оттуда, отмечает Дженет Шенер.
Это замечают все те, кто подыскивает для себя молодых специалистов в этой международной школе, в том числе и Клаус-Петер Гусхурст (Klaus-Peter Gushurst), глава немецкого отделения консалтинговой компании Booz & Co. В его списке находятся три европейские школы бизнеса: расположенная во Франции Insead, Лондонская школа бизнеса и ведущая испанская школа LESE. «Они мало чем отличаются от американских учебных заведений подобного рода», - лаконично замечает глава консалтинговой фирмы.
Программы на разных континентах отличаются по продолжительности
Европейские школы охотно указывают на то, что их программы получения MBA отличаются уже только тем, что они короче. В Европе среди программ полного времени доминируют годичные курсы, тогда как в Соединенных Штатах стандартным является двухлетнее обучение.
Поэтому студенты в Европе, как правило, несколько старше, чем в Соединенных Штатах, они не хотят надолго отрываться от своей работы. 29 лет – типичный возраст для студена берлинской школы ESTM, отмечает, к примеру, Ник Барнивилль (Nick Barniwille), директор программ MBA этой школы бизнеса. Средний возраст участников американских программ составляет от 24 до 26 лет.
Но никакого влияния на общую оценку это не оказывает, о чем свидетельствуют соответствующие рейтинги.
Студенты хотят понять Германию
Тем не менее, на этом рынке происходит некоторое движение. Его причиной являются аутсайдеры, у которых имеются все основания для того, чтобы выбирать свой продукт из массы других предложений, связанных с программами получения MBA. Поддерживается эта тенденция за счет вызывающего удивление интереса из-за границы.
«Студенты, которые приходят к нам, хотят понять, как работают успешные немецкие предприятия», - подчеркивает Барнивилль из школы ESTM. По его мнению, Германия лучше других стран Европы смогла преодолеть кризис, а давно критикуемая промышленность показала свою силу. Кроме того, предприниматели действуют с учетом долгосрочных перспектив, а многие представители среднего класса смогли упрочить свои позиции на мировом рынке вопреки неблагоприятному тренду.
Разработать собственную модель руководства
Берлинская школа учитывает эту потребность. Студенты в рамках программы MBA знакомятся с успешной моделью, которую представляет собой «немецкий средний класс». На занятиях обсуждаются вопросы о том, каким образом осуществляется руководство и достигается консенсус с сотрудниками. Здесь главы компаний вместе с представителями профсоюзов работают над будущим бизнеса вместо того, чтобы бороться друг с другом.
Немецкая модель вызывает интерес
«Мы показываем нашим студентам, каким образом создаются устойчивые цепочки смежников и как предприятия создают долгосрочные партнерские отношения со своими поставщиками», - отмечает директор программ MBA Барнивилль.
И в двух часах езды на автомобиле в южном направлении от немецкой столицы успешно работает школа бизнеса с европейским профилем. Президент Андреас Пинкварт (Andreas Pinkwart), возглавляющий Высшую школу управления в Лейпциге (HHL), объявил недавно о большом прорыве: в ближайшие годы он намерен удвоить количество студентов и довести его до почти 600 человек. Кроме того, к работе будут привлечены 25 новых профессоров.
Дело в том, что и эта старейшая немецкая школа бизнеса почувствовала попутный ветер, создаваемый растущим интересом к немецкой модели. «У нас студенты изучают, как функционирует гибкое и устойчивое руководство, - отмечает Пинкварт, - и Германия обладает большим количеством опыта, которым она может поделиться, предложив его студентам. Это будет составной частью нашей программы». Таким образом, студенты HHL будут не только изучать работу концернов, что типично для программ MBA, но и знакомиться с деятельностью крупных семейных предприятий, весьма успешно работающих в этой стране.
Чтобы закрепить все это в сознании студентов, профессора намерены предложить здесь свою собственную дополнительную программу – так называемую «лейпцигскую модель руководства».
Средний класс обеспечивает новое содержание
«Использовать потенциал сотрудников, сохранять успешные факторы культуры, привлекать держателей акций» - так президент Пинкварт описывает ключевые элементы этой модели руководства. В качестве доказательства этих особенностей Герман Симон (Hermann Simon), пионер в области менеджмента, представляет тот материал, с которым HHL и ESMT будут знакомить своих студентов.
Уже в третий раз бывший профессор кафедры экономики предприятий из университета города Майнца обращает особое внимание на внутреннюю жизнь неизвестных лидеров мирового рынка из числа среднего класса. Его вывод: чемпионы в этой области уже давно предлагают другое определение предмета «экономика предприятий» – теперь настала очередь и высшей школы.