Практически единоличное господство американцев в мире за последние 20 лет и вмешательство во внутренние дела других государств под разными предлогами начинает раздражать мировое сообщество: продвижение собственных интересов под завесой заботы о благе других народов, естественно, не может долго приниматься за чистую монету. А страх перед американцами и боязнь не понравиться им долгие годы сковывала правительства многих стран, которые, сознавая всю пагубность присутствия американцев у себя дома, все-таки не решались противоречить им и указывать на дверь. Однако, слава Богу, есть в мире и великие державы. Одна из них, Россия, быстрыми темпами отходит от генеральной линии 90-х прошлого столетия и проводит масштабную дезинфекцию общества и государства.
Началом дезинфекции стало принятие закона об иностранных агентах, который возбудил либерально настроенную публику в России и за ее пределами. Далее министр иностранных дел Лавров на саммите АТЭС сообщил г-же Клинтон, что агентству Госдепартамента по международному развитию (USAID) следует прекратить свою деятельность на территории России. А недавно московский офис радио «Свобода», которое финансируется американским правительством, объявил о прекращении вещания в России на средних волнах в связи с вступлением в силу нового закона, который запрещает подобное вещание, если более 48% учредителей являются иностранными гражданами. Заметим, что одновременное выдворение из страны двух крупных монстров, финансируемых американским государством, - это довольно тяжелый удар по администрации Обамы и политике по распространению демократии по всему миру.
Посмотрим, что представляет собой USAID и от чего избавилась Российская Федерация. (Кстати, 21 сентября Государственная дума единогласно одобрила поправки, которые существенно расширяют понятие государственной измены таким образом, что теперь оно применимо не только в отношении действий, подвергающих опасности государственную безопасность, но и действий, направленных против «конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Разумеется, это тяжелый удар по «либеральной» общественности и ее спонсорам на Западе.)
USAID – одно из управлений госдепартамента, созданное в период президента Кеннеди. Его миссия – распределение американской помощи за рубежом. То есть конгресс устанавливает общую сумму подлежащих дарению иностранным государствам средств, а Госдепартамент посредством USAID определяет главное – должны ли деньги принести пользу получателю или просто должны быть распылены, создав иллюзию искренней помощи. А дальше уже следует этап практической работы.
Что же такое польза от USAID и распыление (точнее – порча) средств под видом помощи? Это – вопрос геополитической значимости. Если Соединенные Штаты имеют целью действительное развитие какого-либо государства, то деньги американского налогоплательщика идут на конкретные программы и оказывают громадное содействие развитию этого государства. Так, на американские средства правительства Японии и Южной Кореи закупали передовые западные технологии, непосильные по стоимости для частного сектора, внедряли производство у себя, а дальше приватизировали созданные предприятия, уже выпускающие передовую по мировым стандартам продукцию. Именно таким образом появились Sony, Toyota, Samsung и многие другие, на протяжении десятков лет занимающие свои сильные позиции на мировом рынке.
Или возьмем пример Израиля и Египта: с 1979 г., с момента подписания Кэмп-Дэвидского мира правительства этих стран получали от американцев громадные деньги (ежегодно по три и два с половиной миллиарда долларов соответственно по состоянию на 90-е годы, не считая военную помощь, а как обстоит дело сейчас, особенно с постмубараковским Египтом, не знаю, желающие могут покопаться в интернете и самостоятельно выяснить), которые напрямую шли в госбюджеты этих стран и значились как статьи доходов (!). Заметим, что прямое вливание в бюджет иностранного государства средств – лучшее, что может сделать оказывающая помощь сторона. Это, разумеется, прямо отражается на ВВП, не говоря уже о многочисленных социально-экономических дивидендах.
Чем же занималось USAID в России и Армении на протяжении 20 лет? Россия и Армения – не друзья Соединенных Штатов в стратегическом отношении, следовательно, помощь США определяется у нас именно этим обстоятельством. В России американские консультанты сразу же сказали, что необходимо начать приватизацию, причем начать надо с нефтегазового сектора, иначе не будет ни кредитов, ни грантов от USAID. Разбирающийся в экономике человек сразу же скажет, что более враждебной, более вредной рекомендации быть не могло. Ибо государство, вступая в полосу рыночных реформ, должно в первую очередь избавляться от предприятий, которые успешно функционировали в условиях плановой экономики и не в состоянии успешно функционировать в условиях рынка. А приватизировать сырьевой сектор, который в любых условиях способен эффективно работать, и лишать государство многомиллиардных доходов в пользу «либерализированной» олигархии – диверсия против общества и государства, которая была окончательно осознана под конец ельцинского правления.
А многомиллиардные средства USAID буквально распылялись на российских просторах финансированием общественных организаций, которые якобы строили гражданское общество и развивали его, боролись за свободу слова и нарушали права большинства в угоду меньшинствам (сексуальным, конфессиональным и т.п.). Подкармливаемые USAID российские НПО принимали активное участие в политическом процессе, оказывали содействие либеральной оппозиции, нагло вели себя в период выборных кампаний и стимулировали поствыборные осложнения, дойдя таким образом до красной линии, спровоцировав Владимира Путина на принятие решения об изгнании USAID.
А чем же занималось USAID в Армении? Таким же распылением средств и нанесением серьезного ущерба стране. Так, несколько лет подряд USAID осуществляла здесь программу по сертификатам на приобретение жилья для бездомных из зоны бедствия (Спитакского землетрясения 1988 г.). Этот проект заключался в финансировании приобретения квартир и рекламировался как метод ликвидации последствий землетрясения. Заметим, что ликвидировать последствия стихийного бедствия означает строить жилье (коммуникации, дороги, прочие инфраструктуры) для пострадавших. А покупать готовые квартиры, то есть лишать жилья и делать бомжом одного человека и избавлять от статуса бомжа другого, не увеличивая число жилых строений, есть не что иное, как распыление средств, но с эффектом гуманитарной помощи.
Программа сертификатов по приобретению жилья оказала колоссальное содействие миграции населения: безработные и нищие, жители Ширака и Лори с удовольствием продавали свои квартиры другим безработным и нищим и переселялись в лагеря для беженцев Западной Европы. Сколько человек покинуло Армению по итогам гуманной акции американцев – не могу сказать, однако было бы желательно, если бы соответствующие инстанции подсчитали и оценили ущерб от реализации проекта американцев по «ликвидации» последствий стихийного бедствия. Добавим еще, что на эти средства USAID могло бы построить десятки зданий (если не сотни, слава Богу, Гагик Царукян тогда цемент продавал по вменяемым ценам) и поселить в них сотни и тысячи семей. Однако это была бы уже реальная польза, которую госдепартамент США никак не может оказать Армении в силу известных причин...
Приблизительно лет десять назад USAID осуществило другой проект, направленный якобы на развитие финансовых рынков. Если не ошибаюсь, потратили 10 миллионов: арендовали помещение на ул. Вардананц в Ереване, сделали шикарный ремонт (практически каждому сотруднику достался свой туалет с европейской сантехникой), закупили дорогую мебель, наняли советников (из числа отставных министров и прочих высокопоставленных интеллектуалов) с большими окладами и несколько лет подряд занимались абсолютно бессмысленной деятельностью. Результат проекта – нулевой, то есть финансовых рынков как не было до начала проекта, так нет и по сей день, есть только отчеты, направляемые в Вашингтон, в которых говорится, что программа успешно осуществлена. Вот и все.
Ну а основными любимчиками USAID и его подразделений в Армении являются наиболее отвратительные и антиобщественные элементы, имена которых употреблять не можем в силу правил соблюдения гигиены. 20 лет эти бактерии занимались развитием гражданского общества, 20 лет якобы боролись за свободу слова и честные выборы, играя на нервах как государственной власти, так и населения страны, 20 лет они за рубежом выступали с антиармянскими инициативами. А в поствыборных осложнениях 2008 г. грантоеды USAID сыграли не последнюю роль. Не забыли они и навредить государству за рубежом усилиями своих СМИ и отдельных одаренных глашатаев, когда оно робко и безуспешно пыталось на международной арене отстоять свое право на борьбу с мародерством в мирных условиях.
Теперь о главном.
Прецедент изгнания USAID в постсоветском пространстве есть, и это надо приветствовать. Теперь следовало бы подумать относительно спасения Армении от этой заразы. Было бы целесообразно не ругаться с американцами и не делать резких телодвижений, а просто как-нибудь вызвать посла и поблагодарить его за те сотни миллионов долларов, которые американский налогоплательщик подарил армянскому потребителю либерально-демократических ценностей и идей. А затем осторожно попросить посла передать в Вашингтон предложение о том, чтобы впредь деньги USAID перечислялись на счета министерства финансов, с тем чтобы министр финансов Армении, выпускник американского университета и профессор, с толком распределил эти средства. Ну а если из Вашингтона прямо и чисто по-американски передадут, что реальная помощь Армении не исходит из национальных интересов Соединенных Штатов, что они и впредь будут кормить исключительно антинациональных и антиобщественных тунеядцев, то следует тогда через посла передать в Вашингтон прискорбную ксиву о том, что Республика Армения запрещает на своей территории деятельность USAID, этой «богородицы» опасных бактерий и тунеядцев всех мастей.