Эмомали Рахмон не дождался от российского коллеги публичной поддержки планам Таджикистана по строительству на реке Вахш Рогунской гидроэлектростанции. Рогун - несколько другая проблема, нежели, например, Камбаратинская ГЭС в Киргизии. Риски - и геополитические, и экологические - видимо, несколько выше. Об этом эксперт по Центральной Азии, журналист Аркадий Дубнов, следивший за визитом Путина в Душанбе, сказал в интервью BBC.
Комментируя договоренности по продлению сроков пребывания российской военной базы, Дубнов выразил предположение, что продление срока присутствия 201-й базы стало особенно важным для Таджикистана после событий, которые произошли в Горном Бадахшане. «Эти события, видимо, подвигли официальный Душанбе к необходимости все-таки иметь гарант существующего в Таджикистане правящего режима, и никто, кроме России, такие гаранты в виде военного присутствия, видимо, дать не может. Во всяком случае, такое понимание в Москве, в Кремле существует», - полагает Дубнов.
По словам эксперта, для Таджикистана сейчас важнее не деньги за арендную плату, «которые могут исчезнуть неизвестно куда», а помощь со стороны России в различных областях, в том числе в сфере миграции.
Комментируя соглашение о пребывании таджикских мигрантов в России, Дубнов сказал: «Путин подчеркнул, что для страны, которая получает около 3 млрд долларов в качестве переводов из России от трудовых мигрантов, этот вопрос весьма важный. Речь идет не просто о сотнях миллионов долларов».
Владимир Путин в ходе визита заявил также, что российская сторона поможет Таджикистану модернизировать его вооруженные силы. Это еще одна сатисфакция за соглашение по базе, считает эксперт.
«Так же, как и в Киргизии, плату или сатисфакцию Таджикистан получит в виде, например, меморандума о заключении соглашения, отменяющего экспортные пошлины на ввозимые в Таджикистан нефтепродукты. Будут модернизированы вооруженные силы Таджикистана, в том числе с точки зрения личного состава, будет проведена работа по обучению», - перечисляет эксперт.
В то же время, как отмечает Аркадий Дубнов, Эмомали Рахмон не дождался от российского коллеги публичной поддержки планам Таджикистана по строительству на реке Вахш Рогунской гидроэлектростанции.
Источник в российской делегации, по словам Дубнова, сообщил ему, что вопрос о Рогуне не поднимался ни той, ни другой стороной.
«Можно сделать вывод, что Москва не стала «крышевать» Душанбе в его полемике с Ташкентом по поводу Рогунской ГЭС, - говорит Дубнов. - Рогун - несколько другая проблема, нежели, например, Камбаратинская ГЭС в Киргизии. Риски - и геополитические, и экологические - видимо, несколько выше. Надо помнить, что на Памире есть такое озеро Сарез, которое тоже может угрожать экологическими потрясениями».