В последнее время Россия меняет положение и значение крупных гидротехнических проектов Средней Азии. Аналитики объясняют это выходом Узбекистана из ОДКБ и сближением с США.
ВВС побеседовала с заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андреем Грозиным о причинах приведших к изменению позиции России.
- В сообществе экспертов России и Таджикистана существуют различные мнения относительно строительства Рогунской ГЭС. Но, по моему мнению, Путин поддержит строительство Рогуна, потому что соответствующие документы были подписаны во время визита Путина в Бишкек. Мы сейчас являемся свидетелями изменения позиции России относительно строительства крупных гидросооружений в Центральной Азии. Однако многое будет зависеть от внутриполитических запросов Таджикистана и вопросов, которые важны для России. В частности, вопрос военной базы.
Читайте также: Ислам Каримов - В регионе может начаться война
- Некоторые аналитики говорят, что в вопросе Рогуна Путин открыто поддержит Таджикистан. Если все действительно случится так, то же это будет означать?
- Если Путин открыто поддержит Рогун, то это будет означать, что Москва даст очередной случай Исламу Абдуганиевичу (президенту Узбекистана Исламу Каримову – прим. ред.) увидеть всю силу своей внешней политики. В последнее время, мы часто наблюдаем, как внешняя политика Узбекистана идет вразрез с интересами России. Новая политика России по гидросооружениям уже давно сформирована. И позиция руководства Узбекистана имеет большое влияние на это. И участие России в строительстве и работе гидропроектов в Таджикистане и Киргизии входит в сферу интересов Путина относительно его геополитического проекта о Евразийском союзе.
- Многие аналитики считают, что последние шаги России в Центральной Азии - это ответ на выход Узбекистана из ОДКБ. А как считаете вы?
- В этом смысле многие причины и следствия близки. Речь о том, что руководство Узбекистана занимает достаточно твердую позицию на переговорах, как с Западом, так и с Россией. То есть, как бы говоря, что да, мы можем сблизится с Россией или с Западом, однако для этого должны быть учтены наши национальные интересы. До недавнего времени и Запад, и Америка, и Россия, и Китай считались с позицией Узбекистана, и это было вполне естественно. Если вы помните, Россия в 2004 году подписала ряд соглашений с Таджикистаном, однако после андижанских событий в 2005 году они все были забыты, когда Узбекистан отвернулся от России и Китая. Тогда Россия простила долги Таджикистану, но не участвовала в строительстве Рогуна. Но вот после выхода Узбекистана из ОДКБ и еще некоторых шагов, Москва пришла к выводу о том, что считаться с интересами Узбекистана совсем не обязательно.
Перевод: Наилита