Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина, Россия и «Северный поток»

Из-за ввода в эксплуатацию второй ветки газопровода Украина потеряет часть транзита

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня две ветки «Северного потока» загружены не больше чем на половину от максимальной мощности в 55 млрд кубометров в год. И, похоже, в Европе нет особого желания подписывать контракты на покупку большего количества газа. Истинное предназначение нового энергетического маршрута совершенно не в том, чтобы в Европе увеличивать объемы продажи российского газа.

8 октября завершилось строительство второй ветки газопровода «Северный поток», пролегающего по дну Балтийского моря через территориальные воды пяти государств. Как сказал в понедельник 8 октября в видеообращении к участникам транснационального энергетического проекта президент России Владимир Путин, газопровод выходит на полную мощность, а европейские потребители смогут ежегодно получать по «Северному потоку» до 55 миллиардов кубометров российского газа.

«Северный поток» способен удовлетворить растущие потребности Европы в энергетических ресурсах. Газ будет поставляться напрямую, по кратчайшему маршруту, связав крупнейшие российские газовые месторождения с рынками Европы, без транзитных рисков – стабильно и бесперебойно. Это мы гарантируем», – отметил Владимир Путин.

Он подчеркнул, что «Россия всегда выполняла и будет выполнять свои обязательства надежного и предсказуемого поставщика топлива на рынки Европы».

«Рассчитываем, что и Евросоюз будет содействовать эффективному использованию потенциала “Северного потока”«, – отметил президент России.

Торжественная церемония завершения строительства состоялась в Ленинградской области в районе бухты Портовая. Первая очередь газопровода «Северный поток» была открыта почти год назад – 8 ноября 2011 года.

Полупустая труба
 
По данным некоторых экспертов, эксплуатация «Северного потока» на полную мощность приведет к снижению объемов транзита российского газа через территорию Украины. Хотя, как считает директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар, еще рано говорить о том, что «Северный поток» переберет на себя значительную часть транзитного газа.

«Судя по информации «Газпрома», до середины июня 2013 года будут проводиться работы, связанные с тестовой эксплуатацией «Северного потока». Мощность 55 миллиардов кубометров в год? Кто бы в этом сомневался. Например, российско-турецкий «Голубой поток» рассчитан на 16 миллиардов кубометров газа в год. Но на полную мощность он никогда не работал. Обычно по итогам года по «Голубому потоку» прокачивают половину от пропускных мощностей», – говорит Русской службе «Голоса Америки» Михаил Гончар.

По его словам, сегодня две ветки «Северного потока» загружены не больше чем на половину от максимальной мощности в 55 млрд кубометров в год. И, похоже, в Европе нет особого желания подписывать контракты на покупку большего количества газа, отмечает Гончар. Он считает, что истинное предназначение нового энергетического маршрута совершенно не в том, чтобы в Европе увеличивать объемы продажи российского газа.

«Для манипуляции объемами и направлениями транзита – именно для этих целей и создавался «Северный поток». Например, из-за постоянно возникающих политических сложностей с Белоруссией «Газпром» может перебросить в «Северный поток» большее количество газа из белорусского транзита», – утверждает Михаил Гончар.

Ошибки новой власти


«Харьковские соглашения», которые были подписаны 21 апреля 2010 года, по мнению Михаила Гончара, лишили Украину маневренности в вопросе цены транзита на российский газ. Напомним, что согласно этим договоренностям, Украина получила стодолларовую скидку на российский газ в обмен на продление аренды на 25 лет до 2042 года для Черноморского флота России в Крыму.

«Это была стратегическая ошибка, за которую кто-то рано или поздно должен понести ответственность», – говорит директор энергетических программ центра «Номос». Он не исключает того, что эта ответственность по форме может быть точно такой же, как для бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, отбывающей семилетнее тюремное заключение. По версии украинского судопроизводства Юлия Тимошенко в январе 2009 года подписала экономически невыгодные для страны «газовые контракты» с российской стороной.

Как отмечает президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук, потери Украины от уменьшения объемов транзита газа можно было бы снизить, если бы официальный Киев проявлял настойчивость в вопросе пересмотра цены на российский газ.

«Украинский бизнес в энергетической сфере очень связан с Россией. Если вы посмотрите на транспортный радиус доставки газа, то увидите, что все страны платят разную цену, которая зависит от уровня лояльности Кремлю. По этому вопросу Украина заняла пассивную позицию, это многих удивляет в Европе», – подчеркивает Тодийчук.

За газом – в Европу


В то же время эксперт считает, что в настоящий момент сложно кроме как геополитическим интересом объяснить желание «Газпрома» развивать новые маршруты доставки газа в ущерб финансированию разведки, обустройству новых и старых месторождений.

«”Газпром” очень успешен в скупке газа. Если бы он не покупал газ в Туркменистане, Узбекистане, Казахстане, он не смог бы выполнить своих контрактных обязательств перед европейскими потребителями. Прошлой зимой очень низкие температуры одновременно совпали в России и в Европе. «Газовые заявки» Италии и Австрии не выполнялись на 10-15 процентов – у «Газпрома» просто не хватало газа. Украина тогда внепланово поднимала газ из своих подземных газовых хранилищ», – говорит Александр Тодийчук Русской службе «Голоса Америки».

Он указывает, что нынешняя цена на газ для Украины составляет 532 доллара за тысячу кубометров. А сто долларовая скидка, полученная в результате «Харьковских соглашений» 21 апреля 2010 года, это не скидка, но «просто другая форма оплаты».

«Поэтому реальная цена – очень высока и составляет 532 доллара за тысячу кубометров газа. Украине необходимо больше работать над развитием реверсных поставок топлива. Закупать газ не только на востоке, но и на западном европейском спотовом рынке, тем самым выравнивая среднегодовую цену», – отмечает Александр Тодийчук.

По его данным, сегодня украинский рынок составляет пятнадцать процентов экспортных поставок «Газпрома» и является сверхприбыльным для российского газового монополиста.