Выборы парламента Грузии восьмого созыва прошли в условиях невиданной напряженности. Эмоции предвыборных баталий и война компроматов заставили некоторых думать, что стране не избежать гражданского противостояния. К счастью, эти прогнозы не оправдались. В государстве уже восстанавливается обычный ритм жизни и начата подготовка к проведению тех обязательных и неотложных процедур, которые следуют за выборами законодательного органа.
Если доброжелатели смотрят на смену правящих политических сил в Грузии с удовлетворением и надеждой, то недоброжелатели не скрывают озлобленности.
Руководители европейских стран и США положительно оценили парламентские выборы в Грузии и приветствовали процесс мирной передачи власти. Аналогичную позицию выразили наши ближайшие соседи - Азербайджан и Армения.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил желание использовать произошедшие в результате выборов изменения для возвращения Грузии в пространство СНГ. Представитель МИД России Александр Лукашевич нарушил молчание и почему-то предварил свою оценку грузинских выборов тем, что напомнил о позиции Москвы в связи с законом об оккупированных территориях - принятым Грузией в 2008 году. «Этот неадекватный документ - внутренний законодательный акт Грузии,- сказал Лукашевич. - Мы не собирались и не будем вести никаких переговоров на этот счет». Далее российский дипломат повторил заезженные слова о том, что после «грузинской агрессии» появились «новые независимые государства: Республика Южная Осетия и Республика Абхазия, с которыми Россия продолжает активный диалог».
Между тем Лукашевичу хорошо известно, что слово «оккупация» относится к терминологии не только внутреннего пользования, а отражает реальную ситуацию и давно принято Евросоюзом, США и международными организациями. Тот факт, что столь болезненный вопрос поднят в неподходящей для российской дипломатии ситуации, можно объяснить известной русской поговоркой: «на воре шапка горит».
Не сбылась мечта абхазских и осетинских сепаратистов, ожидавших, что выборы в Грузии приведут к внутренней разобщенности и противостоянию. Секретарь абхазского совбеза Станислав Лакоба считает, что вести переговоры с новым руководством Грузии будет проще, если стороны «дойдут до мирного соглашения, и это, конечно, будет прорывом в грузино-абхазских отношениях». Хотя он тут же выражает опасение в том, что в случае урегулирования грузино-российских отношений РФ возьмет да и «отдаст кому-то Абхазию».
Абхазский ученый Ирина Агрба не видит большой разницы между позициями первых лиц прежнего и нового правительств Грузии по Абхазии и повторяет мантры московских околокремлевских политологов о том, что все изменения в Грузии происходят по проектам Запада - а независимый, пусть даже пророссийский настроенный лидер не сможет серьезно изменить ситуацию.
Еще дальше заходит в своих оценках осетинский эксперт Юрий Бетеев. Он считает, что «14 геноцидов, осуществленных против осетин, были обусловлены характером грузин», что выражается якобы в их ненависти к меньшинствам. Бетеев считает маловероятными уступки России по Грузии – мол, такой шаг ущемил бы имидж Москвы среди кавказских народов.
За выборами в Грузии внимательно следили наши серокавказские соседи, особенно - черкесы. Они считают, что Грузия для них - не обычный южный сосед, а партнер и субъект диалога, первая страна, которая признала геноцид черкессокого народа в кавказских войнах XIX века.
Руководитель кабардино-балкарской общественной организации «Адыгэ хасэ» Ибрагим Яганов, воевавший против грузин в Абхазии в 90-е годы, обеспокоен политическими изменениями в Грузии. По его словам, пришедшие к власти силы воспринимаются на Кавказе как пророссийский проект и, соответственно, могут проявить меньшую активность в деле поддержки восстановления национальной самобытности черкесов.
Другой черкесский общественный деятель из Адыгеи Аслан Шаззо доволен результатами выборов в Грузии, поскольку грузины доказали всему миру и, в первую очередь, кавказцам, что они могут последовательно осуществлять процесс строительства современного демократического государства.
Грузинский народ твердо выразил свое стремление вступить в большую европейскую семью. Наипервейшей задачей он считает налаживание добрососедских, равноправных, достойных отношений со всеми странами, в первую очередь, с ближайшими соседями, в том числе - с Россией. Вместе с тем ни одна власть Грузии никогда не смирится с нарушением таких фундаментальных ценностей, как территориальная целостность и национальный суверенитет. Она никогда не откажется от защиты интересов изгнанного грузинского населения и незаконного отчуждения его имущества. Грузинский народ никогда не изменит своим традициям и всегда будет верен кавказским принципам братства и справедливости.