Тренер и советник Малькольм Шауф (Malcolm Schauf) показывает менеджерам их настоящее «я» и говорит им о том, какое поведение подходит определенному типу менеджера.
WirtschaftsWoche: Г-н Шауф, сегодня менеджер должен уметь работать в команде, иметь организаторский талант и при очень благоприятном раскладе еще и излучать креативность. На ваш взгляд, эти качества присутствуют у хорошего менеджера?
Малькольм Шауф: Нет, хотя они и желательны. Но такие разносторонние таланты среди руководящих сотрудников не встречаются. Я не могу сделать из креативщика менеджера по проектам топ-класса. Менеджеры должны наращивать свою силу и не слишком много времени уделять тому, чтобы исправлять свои слабости. Часто на предприятиях это делается неправильно.
- Вы используете в своей работе метод, позволяющий найти выход их затруднительного положения. Как он функционирует?
- Прежде всего, он основан на модели, разработанной американским психологом Дэвидом Кейрси (David Keirsey). Он дает определение четырех основных типов менеджеров: охранник (Beschuetzer), ремесленник (Kuenstler), рационалист (Rationalist) и идеалист (Idealist). Каждый человек после прохождения теста узнает, какой тип ему больше подходит, какие задачи он способен выполнять, а за какие - ему, скорее всего, не следует браться.
- Например?
- Планирование процессов – задача, скорее, для рационалистов, она как раз меньше подходит для ремесленников. Они не хотят усаживаться за рабочий стол и в течение недели заниматься планированием проекта.
- Ах…
- Может быть, это звучит банально. Но я очень часто слышу такие слова: Ну да, я это ненавижу. Но я все время вынужден этим заниматься.
- Какой выход вы рекомендуете?
- Даже если на каком-то предприятии все планируется на высшем уровне, там, тем не менее, могут оказаться люди, которых подобная ситуация не устраивает. Если человек по большей части должен заниматься такими делами, которые ему не подходят и не доставляют ему удовольствия, то это неправильная работа. На самом деле, каждый сначала должен понять, какая деятельность ему подходит. Ремесленник – это не тот человек, который будет заниматься во внешней службе поиском клиентов. Ему, скорее, следует разрабатывать концепцию новых проектов, используя при этом свой креативный потенциал.
- Но это ведь иллюзия, что можно весь день заниматься только тем, что на 100% соответствует твоему желанию.
- Это верно, и в любой работе наступает такой момент, когда человек вынужден поступать вопреки своей натуре. Однажды во время тренинга один из участников мне сказал: Я ненавижу людей. Я посоветовал ему не быть аутентичным и создавать у людей впечатление, как будто он проявляет к ним интерес. В противном случае у него вряд ли будет шанс занять руководящую должность. Даже если ты свинья, ты должен уметь эффективно управлять.
Менеджмент – это как семья
- Что же нужно делать - искать себя или притворяться?
- Во-первых, следует уяснить, что ты есть на самом деле и, во-вторых, надо понять, что от тебя ожидают другие. Рабочие будни – это как брак: многие женщины говорят, что они воспитали своих мужей, и часто это соответствуют действительности. Но после 20 лет совместной жизни партнер замечает, что он превратился в такого человека, каким он никогда не хотел быть и в результате уходит от жены. С другой стороны, мужчина, возможно, не очень любит говорить «Я тебя люблю», но он знает, что его жене приятно это слышать. И тогда он начинает учиться произносить эти три роковые слова. Подобный вариант не означает, что он на самом деле хочет их сказать. И для того, чтобы произнести их, он не должен себя основательно переделывать.
- И какой вывод?
- Если человек замечает, что ожидания другой стороны абсолютно не соответствуют его собственным, то он должен искать себе другую жену. А если речь идет о профессиональной деятельности, то другую работу.
- Легче сказать, чем сделать.
- Необходимо хорошо изучить свои личные качества для того, чтобы в перспективе иметь возможность добиться успеха. Я не могу стать топ-менеджером, если я сам себя еще не до конца изучил. Тот, кто сильно себя переоценивает, обречен на неудачу. Возможно, поначалу он сможет себя хорошо продать, но рано или поздно он получит от других оценку: будь осторожен, мы тебя раскусили. Ты можешь думать, что ты лидер, но в действительности таких способностей у тебя нет.
- А руководящие сотрудники уже не могут приобрести подобные способности?
- В большинстве случаев это уже невозможно – это, как правило, уже сложившиеся личности. Из них я уже не делаю полностью другой тип менеджера. Стиль руководства должен подходить к каждому конкретному менеджеру. Бессмысленно гоняться за каждым методом управления.
- Если мой тип менеджера не соответствует духу времени, то мне просто не повезло?
- Это не так. В разных сферах требуются разные качества. Возьмем идеалиста с явно выраженными качествами учителя. Этот тип в высших учебных заведениях добивается большого успеха на руководящих позициях. В отличие от этого, охранник хорошо продвигается на консервативных, иерархичных предприятиях, так как он любит держать скипетр в своих руках и давать ясные указания, что мне лично, к примеру, также больше подходит.
Руководитель группы, а не охранник
- Вы также преподаете еще и в высшей школе. Как это сочетается с качествами охранника?
- Я предпочел бы называть себя не охранником, а руководителем группы. Я очень рано понял, что мне совершенно не подходит быть служащим или человеком, получающим приказы. Мне не нравится, когда другие говорят мне, что я должен делать, а что не делать. Разумеется, время от времени мне приходится немного себя сдерживать, так как я предпочитаю говорить каждому члену группы, что ему надо делать. Но я, конечно, понимаю, что такого рода поведение мешает группе добиваться успеха. Подобный вывод, сделанный о самом себе, показал, что я не должен работать в условиях жесткой иерархии.
- Но вы же работаете в высшей школе…
- Это так. Однако преподаватели обладают определенной свободой в процессе обучения, и поэтому это хорошо сочетается.