Государственные деятели всегда должны оставлять поле для маневрирования, особенно если речь идет об урегулировании сложных территориально-этнических конфликтов. Конечно, политики, государственные деятели по своему предназначению популисты, которые просто вынуждены учитывать в той или иной степени электоральные настроения. Но при этом необходимо помнить, что, постоянно выступая с однозначными и четкими заявлениями по конкретному поводу, они постепенно лишают себя возможности маневра, проще говоря, права выбора. Ведь любая риторика создает определенные ожидания. И в конечном итоге может случиться так, что именно эти ожидания, не всегда, кстати, отвечающие интересам субъектов, стимулирующих эти ожидания, начинают предопределять как развитие событий, так и последовательность решений сторон конфликта.
Все очень просто. Приведу пример из сферы экономики. Предположим, что в Армении или же Азербайджане эксперты начинают постоянно говорить о скором наступлении экономического кризиса. Как в этом случае начинают действовать все участники экономических отношений, если все ожидают падения уровня ВВП, курса национальной валюты, увеличения инфляции и так далее? Начнем с рядового гражданина. Он в ожидании резкого падения курса национальной валюты начинает избавляться от маната или драма, если, конечно, у него имеются определенные накопления, приобретая более твердую валюту, например, доллары, и, как следствие, усиливает инфляцию.
Резко снижается инвестиционная активность. Инвесторы уходят с наиболее проблемных рынков, что приводит, безусловно, к снижению уровня экономической активности и, как следствие, ВВП. Правительство, учитывая вышеперечисленные угрозы, начинает реализацию жесткой денежно-финансовой политики, то есть повышает учетные ставки по финансированию и рефинансированию, начинает сокращать бюджетные расходы, прежде всего на социальные нужды, отказывается от крупных инвестиционных проектов, проще говоря, предпринимает меры, которые в конечном итоге, ведут к снижению экономической активности. Таким образом, экономический кризис становится неизбежным.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что всего этого могло и не случиться, если бы не уверенность общества в неизбежности экономического кризиса, которая и предопределила поведение всех участников экономических отношений.
Нечто подобное в настоящее время наблюдается в поведении сторон армяно-азербайджанского конфликта. Анализ последних изображений, сделанных с космоса, свидетельствует об изменениях, которые могут серьезно повлиять на расклад сил противовоздушной обороны на Кавказе.
Базирующийся в США Центр военного анализа – IMINT обнародовал спутниковые фотографии российских и армянских систем ПВО в регионе. Об этом сообщает Turan. «Изображения свидетельствуют о появлении новых комплексов S-300 в Армении и грузинской провинции Абхазия. Оба места дислокации имеют значительный потенциал для развертывания», – говорит эксперт Шон О’Коннор.
До 2008 года Армения импортировала компоненты, по крайней мере, трех батарей S-300, заменяя устаревшие S-125 для защиты Еревана. В 2010 году Россия разместила дополнительную пару S-300 в провинции Сюник рядом c Горисом и селом Кагнут, обе батареи в семи километрах от границы с Нагорным Карабахом. «Батареи используют мобильный радар 5N63S и радар для малой высоты», – отметил тот же источник.
«Согласно снимкам 2011 года, в районе Гориса в настоящее время размещены несколько батарей. Развертывание там S-300 берет под защиту ПВО Армении весь регион Нагорного Карабаха», – отметил аналитик. Расположенные там S-300 могут также прикрывать аэропорт возле Ханкенди, в дополнение к существующим батареям S-125. Кроме того, при такой дислокации S-300 закрывает существующий воздушный зазор, позволяющий Армении блокировать воздушное сообщение Азербайджана с провинцией Нахчыван.
Размещение армянской S-300 на территории, прилегающей к Нагорному Карабаху, говорит о подготовке различных сценариев возможного конфликта в регионе, заключил Шон О’Коннор.
Буквально несколько дней назад автор этих строк в статье «Баку и Ереван поменялись ролями» выражал уверенность в том, что никто не собирается сбивать гражданские самолеты и даже не думает об этом. Кто-то там в очередной раз захотел продемонстрировать «крутизну», не подумав. А вот попытаться гражданский самолет посадить в аэропорты, подконтрольные центральным властям, могут. И каковы будут ответные шаги армянской стороны? Могут попытаться сбить с земли азербайджанские истребители, посланные на перехват гражданского самолета. Могут поднять в воздух свои истребители и устроить воздушный бой. Но, в любом случае, необходимо учесть, что все это будет происходить в международно признанном воздушном пространстве Азербайджана.
А это дает полное право Азербайджану наносить массированные ракетно-бомбовые удары по армянской системе ПВО в Нагорном Карабахе и Армении, если азербайджанские истребители будут атакованы с ее территории. А если еще боевые истребители ВС Армении нарушат международно признанные воздушные границы Азербайджана и станут атаковать наши боевые самолеты на нашей же территории, то использовать всю мощь и все средства для их уничтожения. Вот это путь к войне, так как С.Саркисяну с учетом предстоящих президентских выборов будет трудно адекватно реагировать на ситуацию. И ему придется идти до конца, как и президенту Азербайджана.
Что мы имеем? Год назад официальный Ереван заявил о подготовке к налаживанию авиасообщения из Армении в Нагорный Карабах и обратно. Баку однозначно заявил, что не позволит этого. Некоторые услужливые «горячие головы», не подумав, предложили сбивать гражданские самолеты. Армянская сторона, даже на уровне президента, ухватилась за эти заявления, которые, даже при огромном желании, не могли быть восприняты как позиция официального Баку. Ведь в Ереване уж точно знают, что официальную позицию Азербайджана по таким серьезным вопросам может выразить или глава государства, или же, в худшем случае, Министерство иностранных дел страны. Ни МИД, ни президент Азербайджана с подобными заявлениями не выступали.
Но С.Саркисян, учитывая электоральные настроения, также решил проявить «крутизну». Президент Армении заявил, что будет пассажиром первого авиарейса из Армении в Нагорный Карабах.
Позиция официального Баку оставалась прежней: Азербайджан не допустит налаживания авиасообщения между Нагорным Карабахом и Арменией.
Прошел год. Сопредседатели МГ ОБСЕ предложили сторонам конфликта найти взаимоприемлемый и соответствующий международно-правовым нормам вариант урегулирования данной проблемы. Но все впустую. И дело не в том, что не захотели, хотя и этот момент имел место. Но и, в принципе, не могли найти взаимоприемлемый вариант урегулирования данного вопроса. Во-первых, единственным соответствующим международно-правовым нормам вариантом решения данного вопроса, по крайней мере, до определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, могло быть, как уже отмечал автор этих строк, хотя бы формальное, но все же признание со стороны авиационных органов так называемой «НКР» юрисдикции соответствующих государственных структур Азербайджана. Армения не может позволить себе подобного поведения, официальный же Баку – любой иной вариант, позволяющий налаживание авиасообщения между Арменией и Нагорным Карабахом.
Во-вторых, все прекрасно осознают, что аэропорт в Ханкенди, по сути, является военным объектом в случае возобновления полномасштабных боевых действий в зоне конфликта и непременно будет использован армянской и, не исключено, российской авиацией в военных целях. Таким образом, до урегулирования конфликта само существование этого аэропорта представляет угрозу для безопасности Азербайджана. А в случае возобновления полномасштабных боевых действий этот объект, безусловно, является целью, которую необходимо уничтожить среди первых.
Одним словом, было смешно предположить, что официальный Баку может дать согласие на функционирование аэропорта, представляющего угрозу безопасности Азербайджана.
В-третьих, эскалация напряженности в зоне конфликта произошла после провала казанской встречи в верхах: масштабные вооруженные инциденты на линии соприкосновения войск, планы по вводу в эксплуатацию аэропорта в Нагорном Карабахе, скандал вокруг экстрадиции и помилования Рамиля Сафарова. Все это позволяет сделать следующие выводы: первое – стороны даже не надеются на прорыв в мирных переговорах в ближайшей перспективе и сознательно работают на эскалацию напряженности. Второе – почти с абсолютной уверенностью можно предположить, что Россия после возвращения Путина в Кремль заинтересована в эскалации напряженности в отношениях между Арменией и Азербайджаном, хотя бы для того, чтобы не позволить перехода мирных переговоров под монопольный контроль западных партнеров, прежде всего США.
Кроме того, Россия при необходимости не прочь использовать этот конфликт в качестве повода для усиления собственного военно-политического присутствия на Южном Кавказе.
Обращает на себя внимание факт, что Москва пытается «не замечать» событий и явлений, способствующих обострению ситуации в зоне карабахского конфликта. Хотя должно быть наоборот. Ведь до возвращения в Кремль Путина именно президент России в качестве посредника организовал аж десять встреч на высшем уровне. А вот Путин даже не нашел повода, чтобы как-то высказать собственную позицию по происходящим в регионе процессам. Вообще создается впечатление, что Путин всем своим видом пытается продемонстрировать, что этого конфликта для него не существует. А это является еще одним доказательством того, что в российской внешней политике мы наблюдаем полное отсутствие преемственности. И это несмотря на то, что речь идет даже не о смене власти, а о подмене друг друга частей одного тандема.
Итак, в течение года ввод в эксплуатацию аэропорта в Нагорном Карабахе откладывался по «техническим причинам». На время стороны конфликта даже почти забыли о существовании этого конфликта. Но сразу после скандала вокруг Р.Сафарова вспомнили. Хотя это могло быть и простым совпадением.
Дело в том, что в Армении приближаются президентские выборы. И все чаще С.Саркисяну начали напоминать об обещании быть первым пассажиром рейса Ереван-Ханкенди. Кроме того, многие в Армении считают, что открытие рейса из Армении в Нагорный Карабах будет адекватным ответом на освобождение Р.Сафарова.
Аэропорт ввели в эксплуатацию. Но опять же «по техническим причинам» отложили первый рейс. Можно было и дальше откладывать полеты из Армении в Нагорный Карабах «по техническим причинам». Но вся проблема в том, что этот вариант не срабатывает. Это стало причиной издевательских шуток над самим С.Саркисяном.
Буквально на днях вернулся из Армении, где участвовал в работе очередной международной конференции, организованной немецким Фондом Эберта и организацией «Конкорд», возглавляемой Давидом Шахназаряном. Один из известных армянских оппозиционеров в беседе со мной полушутя-полувсерьез заявил буквально следующее: «Пусть только Азербайджан выполнит обещание сбить самолет. А я сделаю все, чтобы Серж Саркисян был в этом самолете». «А если президент Армении успеет катапультироваться?» – спросил я в шутку. «Я с земли подстрахую», – сказал он.
Одним словом, С.Саркисяну с приближением предвыборной кампании все чаще и чаще будут напоминать об обещании. И, скорее всего, он рано или поздно дрогнет. А президент Азербайджана в свою очередь не сможет «не заметить» начала полетов из Армении в Нагорный Карабах.
Притом не исключено, что самолет на самом деле будет гражданским. Но вряд ли этот рейс можно будет считать гражданским, так как его пассажиром станет президент Армении. То есть, грубо говоря, это будет «борт номер один». А это значит, что его будут сопровождать боевые истребители.
А для реализации сценария, способного привести к возобновлению полномасштабных боевых действий, как показывает анализ Шона О’ Коннора, все давно готово. Поведение основных геополитических игроков, имеющих интересы в регионе, также не сложно спрогнозировать. Россия, скорее всего, и далее не будет «замечать» обострения ситуации.
Как свидетельствуют факты, Запад сделает все возможное, чтобы предотвратить опасное развитие событий. Очередная встреча глав МИД Азербайджана и Армении – Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна – состоится в Париже при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ и главы МИД Франции Лорана Фабиуса предварительно в ноябре нынешнего года.
Как заявил журналистам 12 октября посол Франции в Баку Паскаль Монье, Франция признает территориальную целостность Азербайджана и желает мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
«Франция и другие сопредседатели прилагают все усилия для решения конфликта. 17 сентября президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Францию. В рамках визита во время встречи с президентом Франсуа Олландом этот вопрос вновь был обсужден. Президент моей страны заинтересован в решении этого вопроса и в период президентства сделает все возможное для устранения этой проблемы», – отметил посол.
А помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Евразии Эрик Рубин сделал еще более серьезную заявку. Из его слов можно было сделать вывод, что США могут в ближайшей перспективе выступить инициаторами проведения встречи конфликтующих сторон на высшем уровне, по итогам которой может быть подписано мирное соглашение. Комментируя открытие армянской стороной аэропорта в Нагорном Карабахе, Рубин апеллировал к принятому ранее заявлению сопредседателей МГ ОБСЕ, в котором те выступили против односторонних мер, способных навредить переговорам и отбросить процесс урегулирования назад.
Кстати, серьезные европейские эксперты, дипломаты и политики также обращают внимание на эскалацию напряженности на Южном Кавказе. Нагорно-карабахский конфликт приближается к «порогу недопустимой напряженности». Об этом заявил бывший специальный представитель Евросоюза по Южному Кавказу, ныне посол Швеции в Афганистане Питер Семнеби в интервью радио «Свобода».
«Как тогда, когда я был специальным представителем, так и сейчас моя основная идея и призыв к Европе заключаются в следующем: это конфликт, который следует принимать всерьез. Европа должна предпринять серьезные усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта мирным путем», – сказал Семнеби.
И все же рассмотрим сильные и слабые стороны Армении и Азербайджана в случае реализации именно этого сценария развития событий и, как следствие, возобновления полномасштабных боевых действий. Сильная сторона Армении заключается в том, что при всех слабостях и ограниченности ресурсов она располагает поддержкой России, что исключает возможность полного разгрома в случае полномасштабных боевых действий.
Этот фактор также является самой слабой стороной Армении. Вряд ли Армения без согласия России осмелилась бы установить ракетные установки S-300 на границе с Азербайджаном. Полная зависимость Армении от России, особенно в военно-политической сфере, не допускает подобной самодеятельности. По сути, это значит, что ракеты установлены не Арменией, а Россией. Таким образом, получается, что не Армения, а в первую очередь Россия готовится к реализации опасных сценариев на Южном Кавказе. Азербайджан располагает почти неограниченными ресурсами. Но эти ресурсы могут иметь решающее влияние на исход боевых действий только в случае затяжного конфликта.
На этот раз, в отличие от начала 90-х годов прошлого столетия, Турции не удастся, по сути, сохранить нейтралитет в случае возобновления полномасштабных боевых действий, особенно если Россия в той или иной степени будет вовлечена в него на стороне Армении. Турция всегда поддерживала справедливую позицию Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и так будет и впредь, заявил буквально глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу.
Он призвал Армению покончить с оккупацией территорий Азербайджана для установления мира и стабильности на Южном Кавказе. Турецкий министр также призвал Минскую группу ОБСЕ к активизации деятельности в направлении урегулирования конфликта.
Активное участие Турции в процессах, происходящих в арабо-мусульманских странах, и особенно в Сирии, не оставляет для нее ни единого шанса на сохранение нейтралитета в случае возобновления боевых действий на карабахском фронте, притом с иностранным участием. Общество в целом не простит правительству подобного поведения. Кроме того, западные страны, имеющие огромные интересы на Южном Кавказе, также окажут Азербайджану, в худшем случае, дипломатическую поддержку, а в случае вовлечения России в вооруженный конфликт, то, скорее всего, еще более существенную. Однако симпатии обществ стран, скорее всего, будут на стороне Армении. И тут виновен сам Азербайджан. По ходу вышеупомянутой конференции высокопоставленные дипломаты, эксперты из западных стран, уже не стесняясь, сравнивали ситуацию в Азербайджане в сфере соблюдения прав человека и реализации принципов демократии с Узбекистаном и Белоруссией. Притом речь шла не о «негативном прогнозе», а о свершившемся факте.
В этих условиях заручиться поддержкой общественного мнения практически невозможно. А этот фактор станет серьезным ограничителем поддержки со стороны западных правительств Азербайджана.