Армения была и остается надежным союзником России. Эта «установка» содержится в приветствии президента РФ Владимира Путина участникам и гостям второго съезда «Всемирного армянского конгресса», который открылся в Ереване. Как подчеркивают теперь и в Москве, и в Ереване, российский лидер подчеркнул, что «многие века россиян и армян связывают узы дружбы, взаимного уважения и духовной близости. На основании добрых традиций успешно развиваются отношения между нашими государствами - сегодня они вышли на уровень стратегического партнерства».
Путин также обратил внимание, что активизируется «взаимовыгодное сотрудничество в различных областях, конструктивное взаимодействие в региональных и международных делах», передают СМИ. Словом, российский лидер продемонстрировал: совершившая агрессию против Азербайджана и продолжающая оккупацию 20% территории нашей страны Армения - по-прежнему «форпост» и близкий союзник России, а соучастник Ходжалинского геноцида Серж Саркисян - персона, по мнению Москвы, вполне «рукопожатная».
Однако в Ереване явно ждали большего. Здесь, в частности, проявляют заметную обеспокоенность в связи с отложенным визитом Владимира Путина в Армению. Вначале предполагалось, что президент России прибудет в Ереван на учения ОДКБ. Затем учения были отложены, в новые их сроки визит из-за плотности графика президента не вписывался, и теперь уже директор Института стран СНГ Константин Затулин успокаивает ереванский политический бомонд: визит президента России Владимира Путина в Армению остается на повестке, вопрос обсуждается. Сроков, правда, не назвал. А затем банально проговорился: дескать, возможно, что Путин не захотел добавлять напряженности в ситуацию визитом в Ереван, дать Азербайджану лишний повод подозревать Россию в неких договоренностях.
А на этом фоне ереванский «Первый информационный» обратился к еще одной непростой теме - намерению авиакомпании «Армавиа» приобрести Sukhoi Superjet-100. Причем, напомним, компания эта с финансовой точки зрения находится в весьма бедственном положении - ее долги «родному» аэропорту «Звартноц» достигли той стадии, что в армянском столичном аэропорту объявили об отмене всех рейсов национального перевозчика. В правительственных кругах заговорили о продаже части акций. «...»Армавиа» периодически сталкивалась с финансовыми проблемами, которые в свою очередь становились предметом, мягко говоря, споров с другой стратегической структурой. Речь идет о компании «Международные аэропорты Армении» - владельце аэропорта «Звартноц».
В последнее время между двумя компаниями регулярно возникали конфликтные ситуации, связанные с долговыми обязательствами «Армавиа» перед «Звартноцем». В результате, так сказать, крайними всегда оставались пассажиры. Время от времени отменялись и задерживались авиарейсы, - напоминал «Голос Армении».- Иными словами, армянскую гражданскую авиацию лихорадило из-за того, что две коммерческие частные структуры не могли найти общий язык. Одна («Звартноц») требовала выплат по долгам, другая («Армавиа») жаловалась на высокие цены обслуживания, установленные аэропортом. Казалось бы, с учетом стратегического значения обеих компаний для Армении в данный конфликт должно было вмешаться государство в лице Главного управления гражданской авиации, по сути являющегося регулирующим органом в данной сфере. Но... Конфликт продолжался, ставя под угрозу бесперебойную воздушную связь Армении с миром. Вполне возможно, что у ГУГА РА недостаточно полномочий для того, чтобы «разруливать» подобные ситуации. Но не оставлять же их (ситуации) на самотек, надеясь, что стороны как-нибудь и когда-нибудь договорятся! Повторюсь, речь ведь идет об объектах, играющих ключевую роль в жизни государства, в системе его безопасности».
В конце концов часть долгов «Армавиа» погасило правительство. А тем временем «Армавиа» объявила, что передумала возвращать ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» самолет Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), от которого ранее отказалась. Как сообщила «Газете.ru» пресс-секретарь «Армавиа» Нана Аветисова, с российской компанией достигнута договоренность об отмене покупки SSJ-100. Вместо этого «Армавиа» будет арендовать самолет. Как напоминала еще больше недели назад «Газета.», первый SSJ-100 поступил на баланс авиакомпании «Армавиа» 19 апреля 2011 года. Однако через год самолету потребовался ремонт, и «Армавиа» отказалась покупать второй самолет. Затем вообще заявила, что решила закупить самолеты Airbus и Boeing вместо SSJ. А после того, как Superjet-100 разбился в мае во время демонстрационного полета в Индонезии, дела у «Гражданских самолетов Сухого» вообще идут не блестяще.
Теперь же «Первый информационный» не без иронии замечает: «Грустные приключения российской «гордости» - самолета Sukhoi Superjet-100 продолжаются». Как выяснилось, накануне в Набережных Челнах принадлежащий «Аэрофлоту» SSJ-100 был вынужден совершить аварийную посадку из-за замерзания крыльев. «После сдачи в эксплуатацию в прошлом году, кажется, SSJ-100 преследуют неудачи, с ним связано уже много чрезвычайных ситуаций, которые не могли скрыть от общественности. Из-за технической неисправности недавно SSJ-100 был вынужден прервать полет из Москвы в Донецк. В начале августа в городе Чебоксары в воздухе была нарушена герметизация самолета, а до этого, 9 мая во время второго показательного полета в Индонезии из-за технических неисправностей SSJ-100 потерпел крушение, став причиной смерти 40 человек, - напоминает «Первый информационный». - Национальный авиаперевозчик Армении компания «Армавиа» также недовольна эксплуатацией самолета: в июле этого года «Армавиа» подтвердила, что окончательно отказывается от покупки второго самолета, а первый вернула компании «Гражданские самолеты Сухого» из-за экономической невыгодности».
Но теперь, похоже, «российская компания не могла «переварить» такую дисквалификацию своего самолета, и в вопрос вмешался лично президент России. Эксплуатация SSJ-100 в Армении из технической плоскости переместилась в политическую. После переговоров между президентами было заявлено, что самолет, тем не менее, возвращается в Армению. И, естественно, национальный перевозчик Армении более не мог противиться политическому решению.» Проще говоря, Армении пришлось «брать самолет в нагрузку к дружбе». Как «Армавиа» станет за него рассчитываться, непонятно. Помогут ли эти «игры в перетягивание самолета» улучшить имидж «суперджета», непонятно тем более. Только вот уверенности в безопасности пассажиров на борту «Армавиа» все меньше.