Алюминиевые заводы Дерипаски на Урале и на севере Карелии спасены – пока. Сильно задолжавшие, убыточные предприятия продолжают работать благодаря великодушной поддержке государства. Политики должны были бы содрогнуться от того, что положение на обоих алюминиевых заводах «Русала» драматически обострилось.
В сентябре в городке Краснотурьинске 500 человек вышли на улицу, после того как Дерипаска объявил о закрытии Богословского завода и уволил 3000 рабочих. Десятки рабочих объявили голодовку, потому что Дерипаска задолжал им зарплату. Миллиардер быстро нашел виновника: им оказался его официальный партнер по «Русалу» Виктор Вексельберг, вот уже несколько месяцев спорящий с Дерипаской о развитии компании. Он якобы саботирует производство алюминия путем установления высоких цен на электричество. Вексельберг владеет электростанцией, обеспечивающей производство электроэнергией.
В конце концов, пришлось вмешаться правительству. Министр энергетики Александр Новак пообещал Дерипаске длительное снабжение электроэнергией по низким ценам. Новак сказал, что проблема будет урегулирована «в индивидуальном порядке». К тому же государство намерено предоставить кредит для проведения модернизации через банк ВЭБ. Но едва потушили «пожар», как Дерипаска вновь забил тревогу: производство в Карелии тоже под угрозой. Из-за высоких цен на электричество завод в Надвойже стал убыточным, и полутра тысячам рабочих грозило увольнение. На этот раз сделать скидку уговорили областное руководство.
Электроэнергия является важнейшей составляющей в ценообразовании при производстве алюминия. Но в убытках многих заводов «Русала» виноваты, конечно, не тарифы на электричество, которое раньше было в России дешевым, а неэффективное устаревшее оборудование, потребляющее слишком много энергии.
Вместо модернизации Дерипаска тратил деньги на расширение своей империи. Из-за этого миллиардер не может оплачивать счета за электричество, но зато владеет долями в строительной фирме Strabag, а также в страховании, машиностроении, автомобилестроении и энергетике. Ожесточенный спор идет вокруг контроля над «Норникелем», из которого Дерипаска пытается устранить старого акционера Потанина. Долю в нем олигарх купил, как и в большинстве случаев, в кредит.
В кризисную осень 2008 года Кремль уже спасал Дерипаску от банкротства 4,5-миллиардным кредитом. Позднее Владимиру Путину пришлось лично лететь в Пикалево, чтобы предотвратить крах цементного завода Дерипаски, а жителей предостеречь от восстания.
И даже в IPO «Русала» поучаствовал Кремль: для закрепления успеха министр финансов купил треть выставленных акций. Особенной радости это ему не доставило – курс акций падает с момента листинга.
Лояльность Кремля объяснима: Дерипаска женат вторым браком на Татьяне Дьяченко, дочери Ельцина (на самом деле Олег Дерипаска женат на дочери Валентина Юмашева (падчерице Дьяченко) Полине, - прим. ИноСМИ) и, видимо, имеет хорошие отношения с Медведевым. С ним он, кстати, встречался в среду. Как раз в тот день, когда один из судов по контролю над «Норникелем» закончился в пользу Дерипаски. Глава Высшего арбитражного суда, Антон Иванов, между прочим, однокашник Медведева.