Наиболее ярко выраженным фигурантом процесса под названием «арабская весна», который на основе ценностей западного мира формирует Ближний Восток, является радикальное движение «Братья-мусульмане».
Данное движение в 1928 году было основано египетским радикальным мыслителем Хасаном аль-Банна. Очевидная цель движения была связана с реализацией плана по изменению режимов в странах Ближнего Востока. Для реализации этой цели во всех арабских странах начинается формирование ответвлений организации, среди которых наиболее многочисленным после Египта в 1940 году стало отделение «Братьев-мусульман» в Сирии.
У радикального движения были два очевидных врага – США и Израиль. Однако в атмосфере холодной войны, имевшей место после второй мировой войны, «Братья-мусульмане» заняли враждебную по отношению к Советскому союзу позицию и в этот период вступили в тесные отношения с Центральным разведывательным управлением. Движение, которому оказывал поддержку президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, параллельно «антикоммунистической» и «антисоветской» политике проводило активную деятельность на Ближнем Востоке.
Режим БААС, который поддерживал близкие с СССР отношения, стал основным врагом движения «Братья-мусульмане» в регионе. В этот период для стран арабского мира, нацеленных на сохранение тесных связей с Советским союзом, радикальное движение превратилось в своего рода «троянского коня».
В Сирии распространение движения произошло благодаря ученику Хасана аль-Банна Мустафе Ал-Сиба, который получил образование в престижной мусульманской духовной академии – Университете Аль-Азхар. Организация, которая изначально тайно осуществляла свою деятельность, в 1973 году спровоцировала внутренние беспорядки в Сирии с помощью своего вооруженного крыла «Ведущие воины». Цель – через распространение атмосферы террора в Сирии, занимавшей противостоящую Америке позицию, свергнуть режим БААС.
В 70-80-х годах прошлого века начинаются убийства сторонников государственной власти – известных представителей научных, медицинских, бюрократических и военных кругов. Лидер режима БААС рассматриваемого периода Хафиз Асад, отец нынешнего лидера Башара Асада, не поддался этой провокации, подкрепляемой ЦРУ и Израилем, и в суровой борьбе противостоял повстанцам. После кровопролитных конфликтов в Дамаске, Хаме, Хомсе и Алеппо контроль полностью перешел к силам правительства.
После этих событий сирийский народ больше никогда не оказывал доверия радикальным движениям. Существующая с США и Израилем дистанция еще более увеличилась, и после распада Советского Союза сирийское правительство заняло позицию союзника России, у которой не было планов посягать на территориальную целостность или осуществлять раздел арабской географии. Существование этого союза с присоединением к нему Китая продолжается и сегодня.
Согласно Конституции Сирии, для всех желающих граждан признается право обращаться к законам шариата, а также созданы все необходимые условия для того, чтобы представители каждого мазхаба исповедовали свою веру в атмосфере доверия. В этой связи едва ли можно говорить о наличии какого-либо религиозного или культурного давления в стране, как утверждается в модели «Братьев-мусульман» 2012 года, поскольку мазхаб главы государства и мазхаб главы министерства по делам религий отличаются друг от друга. Даже главнокомандующий Генерального штаба Сирии является, в отличие от Асада, представителем суннитского мазхаба.
Рассматриваемый исторический процесс отчетливо выявляет, что организация «Братья-мусульмане» в сущности взяла на себя роль и задачу «троянского коня». Исламский мир, который в прошлом переживал аналогичный процесс с Бурхануддином Раббани в Афганистане, больше не в силах терпеть «троянского коня» и скрывшихся в нем наемников. Окончательный путь к решению данной проблемы связан с объединением с находящимися в нашем регионе братскими народами и отказом от участия в игре сил с империалистическими намерениями.