Испытание России авиацией не ново. Россия достаточно опытна в этом вопросе. После того как по причине нарушения воздушного пространства СССР в 1983 году был сбит пассажирский самолет Боинг 747, принадлежащий южнокорейской авиакомпании, Международная организация гражданской авиации приняла новое решение. В 1984 году в Чикагской конвенции были детализированы принципы, определяющие необходимые меры при нарушении пассажирскими самолетами национального воздушного пространства. Одним словом, вновь повторилось выражение: «Правила в авиации пишутся кровью».
После этого краткого экскурса вернемся к нашим событиям. Если действия по посадке сирийского самолета и конфискации груза, о чем мы начали переговоры с Россией, рассматривать в рамках наших прав на суверенитет, то они начались хорошо, однако представляется, что, в силу нашей неспособности эффективно управлять этим кризисом, могут закончиться плохо. Инцидент, превысив технические детали, движется в сторону политизации. Остается загадкой, как закончится это событие, окрашенное отдельными, недостоверными, порой противоречащими друг другу заявлениями министров, даже высказываниями Эрдогана. Поздно определив, что представлял собой конфискованный груз, мы вынуждены теперь пытаться соотнести наши действия с рамками законодательного регулирования.
Лавров знает и наши законы
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отмечает: «Никому не стоит испытывать беспокойство относительно турецко-российских отношений. Отношения двух стран развиваются стабильно и надежно. Самолетный инцидент не испортит наши отношения». В сущности, Россия говорит о своей позиции и привлекает внимание к тому, что Турция ведет себя ошибочно. Лавров отмечает, что самолетный груз действительно принадлежал российской компании и доставлялся в Сирию, но решительно настаивает на том, что «это был законный груз, который поставлялся легально». Должно быть, Лавров хорошо знает не только международное законодательство, но и наш Закон о гражданской авиации № 2920. В нашем законе также двусмысленны принципы относительно того, возможно ли считать данный груз ненадлежащим.
Пункт «g» статьи 93 под названием «Запреты» гласит: «Запрещено перевозить оружие, боекомплект, всякого рода боеприпасы, взрывчатые и горючие вещества, разрушительные и едкие материалы, ядовитый газ, ядерное топливо, радиоактивные материалы, всякого рода материалы в твердом, жидком и газообразном состоянии, угрожающие безопасности жизни и товаров».
Теперь попробуйте в этом списке материалов обнаружить изъятый нами груз. Представьте, что завтра Россия на подобных основаниях в своем воздушном пространстве посадит самолет турецкой авиакомпании, осуществляющий рейс в Южную Корею с электронными материалами. Нам следует хорошо подумать, что может быть в таком случае.
Почему груз важнее России
Обратимся к тому же закону и статье «Воздушные суда государства». Статья 90: «Воздушные суда зарубежного государства, которые осуществляют полет в воздушном пространстве Турции, вынуждены соблюдать турецкие законы и связанные с ними правила. Полномочия по установлению правил осуществления воздушных полетов в воздушном пространстве Турции и международном воздушном пространстве принадлежат Правительству Турецкой Республики. Условия третьей статьи Чикагской конвенции сохраняются».
В то время как данная статья делает Турцию в высшей степени правой по вопросу инспекции и посадки самолета, к сожалению, последующая реализация, ошибочные объяснения, противоречивые заявления и произошедшие за этим события могут отразиться на последствиях. В случае требующих внимания действий министров и официальных лиц тема с задержанным военным грузом без дальнейшего обострения отношений с Россией может быть закрыта.
К настоящему моменту Турция преувеличила вопрос. Посадить самолет и провести обыск – это наше право, однако мы подняли шумиху и не смогли благоприятно управлять ситуацией. В момент посадки самолета юристы и военные эксперты в короткие сроки должны были внести вклад в прояснение ситуации с происхождением перевозимого груза, однако этого сделано не было. Негативное воздействие на престиж Турции оказала также неспособность в течение продолжительного времени раскрыть происхождение и состав изъятого груза. По этой причине Россия предъявляет нам законные требования. А мое желание заключается в том, чтобы подобный подход больше не использовали.