Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На что способны инструменты теории игр?

Ллойд Шепли (Lloyd Shapley) и Элвин Рот (Alvin Roth) получили Нобелевскую премию по экономике – и тем самым обеспечили новый уровень популярности теории игр и экспериментальной экономике. Справедливо ли это?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Постоянно мы слышим о том, что «Премия шведского банка Reichsbank в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля», которую сокращенно и не совсем точно называют Нобелевской премией по экономике, является якобы ненужной, поскольку экономика в конечном счете не является точной наукой. Все правильно - и все полнейшая ерунда!

Ллойд Шепли (Lloyd Shapley) и Элвин Рот (Alvin Roth) получили Нобелевскую премию по экономике – и тем самым обеспечили новый уровень популярности теории игр и экспериментальной экономике. Справедливо ли это?

Постоянно мы слышим о том, что «Премия шведского банка Reichsbank в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля», которую сокращенно и не совсем точно называют Нобелевской премией по экономике, является якобы ненужной, поскольку экономика в конечном счете не является точной наукой. Да и вообще, как полагают некоторые критики, последние кризисы показывают, что экономика в конечном счете не дает окончательных ответов на насущные вопросы и поэтому не способна предложить ясные решения. Поэтому она вообще не нужна. К таким выводам постоянно приходят политики.

Читайте также: Действительно ли экономика - это наука?

Все правильно - и все полнейшая ерунда! Конечно, такого рода социальная наука как экономика не может быть точной наукой. Она не может быть ей, поскольку поведение человека слишком сложно для того, чтобы с помощью экспериментов в лабораторных условиях создать для всех возможных условий ясные и однозначные предпосылки. Но вернемся к кризисам. Кто же думал, что европейские политики в области экономики допустят создание такой ситуации, при которой будут игнорированы все европейские договоры, а их решения будут волатильными и непредсказуемыми. Если попытаться представить человеческое поведение в рамках какой-то модели, то нужно будет оставить много свободного пространства. Но это как раз и относится к теории экономической политики!

Именно в этом и состоит основное достоинство работ обоих нобелевских лауреатов – Ллойда Шепли и Элвина Рота. Они проанализировали условия, при которых люди сотрудничают друг с другом и конкурируют между собой. С помощью математических методов профессор Шепли изучил кооперационное поведение в ситуациях с временами неравно распределяемой прибылью или правом голоса. Тот, кто занимается процедурами голосования внутри Европейского Союза, имеет возможность использовать индекс (власти) Шепли-Шубика (Shapley-Shubik-(Macht)-Index) для того, чтобы проанализировать и понять, каким образом ведут себя представители некоторых стран. Этот метод имеет практическое значение и позволяет составлять очень хорошие прогнозы голосования в Евросоюзе.



Также по теме: Европа - экономика или культура?

Необходимая свобода действий


Эта, скорее, позитивная теория побудила профессора Рота к тому, чтобы проанализировать конкретные рынки, а также распространить направленные на улучшение предложения, и поэтому результаты проделанной работы имеют большое практическое значение. К тому же речь идет о рынках, которые, на первый взгляд, вообще не кажутся таковыми, так как на них не применяются деньги как средство обмена. Так, например, Рот предложил механизмы распределения для молодых врачей в клиниках, а также для  будущих учеников в школах, которые с успехом применяются. Он также нашел решение для торговли органами. Как раз в последнем случае  убедительным образом показано, что экономика предлагает решения проблем, при которых чувствительность в этических вопросах сталкивается с реально существующим дефицитом определенных ресурсов, в результате чего требуется свобода действий (Machtfreiheit).

При этом оба ученых используют в своих интересах инструменты теории игр, то есть речь идет о парных подходах, при которых люди рассматриваются как стратегически действующие игроки, которые ведут друг с другом переговоры по поводу цены, вырабатывают политические компромиссы или стремятся достичь такой, например, общей цели как защиты климата. При этом отдельный человек учитывает действия своего визави в ходе рассуждений и таким образом находит лучшее для себя самого решение. Экспериментальная экономика при этом также показывает, что определенное количество честности (fairness) - в зависимости от ситуации при принятии решения и существующего окружения – являются, скорее, правилом, чем исключением в человеческом поведении.

Читайте также: Китайская экономика - бойтесь, очень сильно бойтесь


Не всегда Королевская академия наук в Стокгольме принимает столь удачное решение, как это произошло в понедельник на этой неделе. Сделанный выбор показывает огромный потенциал и разнообразие экономической науки. Речь идет не только о моделях, основанных на полностью рациональном поведении игроков и постоянном балансе спроса и предложения, характерных для экономической науки. Наоборот, такого рода модели являются, скорее, периферийными – по крайней мере в том, что касается объяснения мира и выработки политической ориентации. С помощью теоретически обоснованных практических решений больших или малых проблем такие ученые как Ллойд Шепли и Элвин Рот не только доказывают право на существование экономической науки, но также делают уместным чествование и награждение представителей науки соответствующими премиями. «Нобелевская премия по экономике» оправдана и необходима!