Недавние статистические исследования говорят о том, что в России количество людей, считающих себя православными, постоянно растет. Но действительно ли великое возвращение религии — это синоним обретенной духовности? Мы обсудили этот вопрос с Джованной Парравичини, специалистом по русской культуре и научным сотрудником фонда «Христианская Россия».
- Согласно последним данным, 79% россиян считают себя православными. Этот рост сопровождается увеличением числа практикующих верующих в обществе?
- Эти два явления следуют различными путями.. Внутри самой православной церкви есть понимание того, что часто вера связывается с общей русской идентичностью. Нельзя отрицать, что в двадцатилетний период, последовавший за распадом Советского Союза, были предприняты грандиозные усилия по восстановлению церкви, но эта реконструкция больше касается стен храмов, чем духовности. Можно сказать, что Россия была крещена, но не воспитана в вере. В последние годы появилось большое число священников. Но очень часто среди них встречаются люди, не способные к воспитанию в народе религиозной веры. Кроме того, в России не хватает практикующих мирян. Патриарх Кирилл знает об этом. Он хочет создать внутри церкви структуры, способные нести христианскую веру в общество. Двусмысленность положения заключается в том, что часто вопрос веры сводится к вопросу о национальной идентичности. Таким образом, люди идут в церковь святить куличи или крестить своих детей, потому что «это хорошо». Религия становится амулетом, а духовность смыкается с язычеством.
- Отношения президента Путина с патриархами — сначала Алексием II, а потом Кириллом I — очень тесные. Некоторые думают, что слишком тесные. Здесь нет риска неоцаризма в отношениях между Патриархатом и Кремлем?
- Внутри церкви идет оживленная дискуссия на эту тему, и это очень позитивный аспект. Слабость воспитания веры заставляет прибегать к помощи власти, чтобы добиться уважения к церкви, которого нет в светском обществе. Случай с Pussy Riot очень символичен. Церковь поняла, что в России, как и на Западе, тоже есть антихристианская и антиклерикальная культура. Сейчас Патриархат находится на распутье: искать веру, опирающуюся на разум, или пойти по более простому пути, требуя справедливого суда у государства. В этом смысле можно интерпретировать призывы к Путину издать законы, которые будут защищать религиозные чувства. Внутри православной церкви многие понимают, что эта дорога никуда не приведет, так как сегодня в обществе сильно развито неприятие тоталитаризма.
- Как идет сближение между католиками и православными?
- Есть много положительных сигналов. В августе этого года патриарх Кирилл посетил президента Польской епископской конференции Йозефа Михалика. Они подписали совместное послание, призывающее к взаимному примирению и прощению. Это был исторический момент, который сделал бы счастливым Папу Войтылу, всегда искавшего сближения между двумя церквями и продвигавшего христианский экуменизм.
- Как вы относитесь к новому закону, который вводит уроки религии в российских школах?
- Закон предполагает, что семьи могут выбрать религиозное воспитание в школе. 19 марта этого года министр образования обнародовал данные: большинство учеников (47%) выбрало предмет «Основы светской этики», 28,7% выбрали «Основы православной культуры», 20,3% - «Основы мировых религиозных культур», 5,6% - «Основы исламской культуры», 1,2% - «Основы буддистской культуры», 0,1% - «Основы иудейской культуры». Этот результат, конечно, не удовлетворяет православную церковь и является сигналом тревоги для Патриархата.