Но это, к сожалению, не является заслугой руководства Армении или Азербайджана. В процессе урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха наступает переломный момент, который требует принятия неординарных мер, хотя в последнее время в этом процессе и не наблюдается особых изменений. В то же время на процесс влияет возможное развитие ситуации вокруг иранской проблематики. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил политолог, вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук.
По его словам, в сложившихся условиях период стагнации в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта не может длиться долго, поскольку обязательно найдутся силы, желающие подорвать ситуацию.
По мнению политолога, вероятность такого развития событий напрямую зависит от ситуации на Ближнем Востоке. «Чем ближе ближневосточные проблемы будут подкатываться к Южному Кавказу, тем больше вероятность, что такие деструктивные силы дадут о себе знать», – подчеркнул политолог, в качестве противовеса к данной тенденции отметив готовность всех сторон конфликта соблюдать достигнутые между собой договоренности.
«Здесь важно четко заявить, что и Армения, и Азербайджан в целом соблюдают согласованные друг с другом и с посредниками условия. Участники конфликта на протяжении очень длительного времени проявляют высокий уровень договороспособности, готовность к соглашению. Это подсказывает, что если кто-то и попытается дестабилизировать обстановку в зоне нагорно-карабахского конфликта, то этот кто-то находится за пределами Армении, Азербайджана и России. Этим странам невыгодна дестабилизация», – подчеркнул Трофимчук.
На замечание о том, что Азербайджан, в частности, непрерывно выступает с милитаристской риторикой, угрожает применением силы, препятствует созданию механизма расследований инцидентов на линии соприкосновения, не соглашается отвести снайперов, периодически организовывает диверсии на территории «непризнанной Нагорно-Карабахской Республики», нарушает режим прекращения огня и тому подобное, Трофимчук ответил следующим образом: «На протяжении двух-трех лет речь шла о масштабном вооруженном конфликте, цель которого – завоевать Карабах силой. Но этого не произошло, следовательно, все эти заявления выглядят как именно заявления и могут быть расценены как некие методы, призванные укрепить позиции Азербайджана. Такие заявления, конечно, не могут звучать пять лет подряд, и если это происходит, то в данном случае можно говорить о вербальной деятельности». Что касается нарушений режима прекращения огня, собеседник отметил, что посредники то и дело от обеих сторон слышат обвинения в адрес друг друга, и разобраться, кто прав, а кто виноват, подчас представляется очень сложным. «Видимо, необходим какой-то иной информационный подход, чтобы можно было апеллировать к более широкому международному мнению», – заметил эксперт.
В любом случае, по мнению политолога, сложившаяся ситуация указывает на взвешенность позиций сторон, в противном случае регион давно был бы охвачен новой кровопролитной войной.
Что касается инициируемых азербайджанской стороной разговоров о возможной смене формата урегулирования конфликта, который сегодня проходит под эгидой Минской группы ОБСЕ, Трофимчук назвал такой вариант возможным. «Ситуация расценивается европейскими наблюдателями как конфликт и спор между в общем-то непонятными для них республиками Южного Кавказа. Они не могут разобраться, что к чему. В Ереване и Баку должны учитывать этот нюанс. Дело в том, что в один прекрасный день посредникам МГ ОБСЕ могут задать прямой вопрос: а чего вы добились за прошедшие 20 лет? Рано или поздно это произойдет. Никто из посредников самоустраняться не пожелает, и это при определенном раскладе может создать условия для возникновения новых форматов», – заметил он.
Вполне возможно, считает Трофимчук, что тот или иной внешний игрок в какой-то момент вообще решит суверенизировать Нагорный Карабах, пожав при этом руку Еревану со словами: «Спасибо, вы сделали за нас самое сложное, а дальше мы сами». «Чем быстрее посредники выступят с новыми идеями и предложениями, тем лучше как для них самих, так и для сторон конфликта», – заметил он.
Первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития также коснулся возможности возобновления трехсторонних встреч президентов Армении, Азербайджана и России, которые периодически проводились при Дмитрии Медведеве. Трофимчук согласился с мнением, что попытки экс-президента России в этом направлении провалились. «Разговоры рано или поздно должны чем-то заканчиваться, иначе это просто разговоры. Любая следующая встреча, просто констатирующая известные факты и существующее положение дел, ничего не решит. Более того, она представляет опасность для сторон конфликта, поскольку напомнит им об отсутствии каких бы то ни было решений. Прежде чем проводить похожие встречи, нужны конструктивные предложения, новые идеи, которые способны обеспечить прогресс в процессе урегулирования. Если таковых пока нет, считаю, что с такими инициативами нужно повременить», – резюмировал российский политолог.
Нельзя не обратить внимание и на резкое обострение в турецко-российских отношениях, то есть между главными союзниками сторон карабахского конфликта, что также будет иметь серьезное влияние на развитие процессов на Южном Кавказе. Формальным поводом для обострения отношений стало то, что спецслужбы Турции конфисковали с борта рейса Москва-Дамаск, принужденного к посадке силами ВВС 10 октября вечером в Анкаре, оборудование двойного назначения. Тогда турецкие истребители F-16 заставили приземлиться в Анкаре самолет Airbus-A320 сирийской авиакомпании Syrian-Air, выполнявший рейс Москва-Дамаск из аэропорта Внуково. Самолет был остановлен по подозрению в перевозке оружия для сирийского режима. После обыска спецслужбы Турции обнаружили на борту оборудование двойного назначения, используемое в РЛС. Также были найдены запчасти и многочисленные детали ракетного вооружения. После конфискации оборудования турецкие власти разрешили самолету продолжить полет в Дамаск. Именно 10 октября было объявлено, что визит президента России Владимира Путина, который должен был начаться буквально на следующий день, отменяется.
Турецкая газета Aydinlik утверждает, что премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, пытавшийся убедить российского президента прекратить поддержку режима Башара Асада, столкнулся с жесткой позицией Владимира Путина. Газета приводит стенограмму телефонного разговора, состоявшегося 8 октября, то есть за два дня до инцидента с самолетом, между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным. Путин: «Если хоть один турецкий солдат перейдет сирийскую границу, Россия очень жестко отреагирует». Эрдоган: «Это угроза? Для нас это неприемлемо». Путин: «Думайте как хотите, я свое слово сказал».
По утверждению газеты, Эрдоган после этих слов просто бросил трубку телефона, тогда как некоторые сирийские и палестинские источники утверждают, что это сделал Путин. Третьи источники считают, что такого разговора и вовсе не было. При этом, как удалось выяснить из дипломатических источников в Анкаре, информация о том, что в сирийском самолете находится груз двойного назначения, поступила в Анкару из Вашингтона. Вашингтон также настоял на конфискации груза рейса Москва-Дамаск.
После этого состоялся телефонный разговор между Эрдоганом и Путиным, во время которого премьер-министр Турции попросил президента России вернуть самолет, который уже находился в воздухе обратно в Москву, чтобы избежать публичного скандала между двумя государствами. То есть телефонная беседа между двумя лидерами состоялась не 8, а 10 октября по инициативе премьер-министра Турции в режиме жесткого цейтнота.
Однако Путин не согласился с доводами Эрдогана и заявил, что в подобных условиях отменяет свой визит в Турцию.
Турецкие эксперты считают, что Турция вкладывает серьезные инвестиции в российскую экономику, особенно в юго-западных областях этой страны, то есть на Северном Кавказе. Особенно сильны позиции турецкого бизнеса на российском рынке услуг. С другой стороны, лишенная собственных энергоресурсов, Турция стремится использовать свое геополитическое положение и получать энергию из Средней Азии, Каспийского региона, Кавказа и Ирана и направлять ее в европейские страны, играя, таким образом, роль энергетического моста между Европой и Азией. Такая перспектива вовсе не устраивает Россию, которая опасается, что Турция, население которой приближается к 90 миллионам, в скором будущем составит ей сильную конкуренцию на региональном уровне.
У России много внутренних проблем, и она нуждается в западных технологиях и основательных экономических реформах, однако в Турции ситуация намного благоприятнее. Использование Россией права вето в Совете Безопасности ООН для реализации своих целей в Сирии усилило российско-турецкие противоречия, поэтому в будущем напряженность в отношениях двух стран еще больше возрастет. При этом необходимо отметить, что обострение ситуации между Турцией и Россией связано не только с ситуацией вокруг Сирии. Недавно Россия и Ирак подписали ряд контрактов в сфере военно-технического сотрудничества на сумму более 4,2 млрд. долларов. Это одна из самых крупных сделок для России на Ближнем Востоке со времен распада СССР. Речь идет о контракте на поставку до 30 ударных вертолетов Ми-28НЭ и 42 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Кроме того, предполагаются поставки ракетных установок С-300.
Как считают в Анкаре, именно из-за поддержки России и Ирана Багдад ведет себя так нагло в отношениях с Турцией. Во-первых, Ирак собирается денонсировать соглашение между двумя государствами, которое позволяет Турции с согласия официального Багдада проводить трансграничные антитеррористические операции на территории Ирака. И, как следствие, официальный Багдад требует вывода трех небольших турецких военных баз, по сути, гарнизонов, с территории северного Ирака. Во-вторых, Багдад добивается согласия главы курдской автономии на севере Ирака Масуда Барзани на резмещение регулярных войск на границе с Турцией для предотвращения проведения трансграничных операций со стороны вооруженных сил Турции. Однако Барзани, который имеет серьезные проблемы с центральными властями в Багдаде и полностью в данный момент контролируется США и Израилем, не дает согласия на размещение регулярных иракских войск на границе с Турцией. Однако эта новая ситуация в турецко-иракских отношениях, как отмечают источники в турецком МИД, усиливает зависимость Турции как от М.Барзани, так и США, что, естественно, неприятно для Анкары.
В-третьих, Ирак собирается разместить поставленные Россией ракетные комплексы именно на границе с Турцией.
В-четвертых, буквально накануне иракские власти отказали в разрешении более сотни турецких автобусов с паломниками в транзите через территорию Ирака. А в Анкаре считают, что официальная Москва на пару с Тегераном, усиливая позиции противников Турции в регионе, прежде всего Сирии и Ирака, с одной стороны, пытаются отвести угрозу от себя, если речь идет об Иране, то непосредственную, о России – косвенную, прежде всего связанную с потерей позиций на Южном Кавказе и в Средней Азии. А с другой стороны, создавая множество внешнеполитических проблем для Турции, Москва и Тегеран пытаются лишить Анкару оперативного простора для маневра в регионе.
Одним словом, как и прогнозировала наша газета, речь идет о противостоянии более глобального характера, где в одной упряжке, может быть, даже против собственной воли, оказались, с одной стороны, США, Турция, Израиль, Азербайджан, а с другой Россия, Иран, Сирия и Армения. Естественно, поневоле в этих упряжках, притом в разных командах, оказались Армения и Азербайджан. У них просто не было выбора.
Таким образом, можно на сто процентов согласиться с господином Трофимчуком по поводу того, что на сегодняшний день многие ведущие игроки заинтересованы в использовании ресурса карабахского конфликта для выяснения отношений в этом глобальном противостоянии. А это, безусловно, повышает угрозу возобновления полномасштабных боевых действий в регионе. Однако трудно согласиться с тезисом о том, что Россия является исключением.
Многие могут обвинить автора этих строк в русофобии. Но ничего подобного. Речь идет совсем о другом. Каждый из этих блоков обладает определенным, притом надо признать, что ограниченным набором инструментов влияния на развитие процессов в регионе. Западная коалиция обладает мощными политико-экономическими инструментами влияния на государства региона, прежде всего на Грузию и Азербайджан. Россия, наоборот, надо признать, имеет сильные военно-политические рычаги влияния на Южном Кавказе.
Таким образом, Запад не может быть заинтересован, по крайней мере, пока, в развитии ситуации вокруг карабахского конфликта по силовому сценарию по той простой причине, что развитие процессов по этому сценарию на данном этапе позволяет России сразу же задействовать военно-политические рычаги давления на Азербайджан и Грузию, против чего Западу просто нечего противопоставить. Речь идет о ситуации, которая сложилась на сегодняшний день. Завтра при определенном развитии процессов вокруг Ирана ситуация может круто измениться. Но сегодня Запад крайне заинтересован в том, чтобы Россия не смогла раньше времени задействовать военно-политические рычаги влияния на Грузию и Азербайджан…