Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская газовая монополия диктует условия

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЕвгений Примаков на Международной конференции "Ближний Восток–2020" в Иордании
Евгений Примаков на Международной конференции Ближний Восток–2020 в Иордании
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как и ожидалось, в политике снова сильно запахло газом. В ЕС это уже некоторое время объясняется т.н. Третьей энергодирективой. А также начатым Европейской комиссией следствием в связи с, возможно, допущенными Газпромом нарушениями в сфере конкуренции, в том числе в странах Балтии. И недавно знающие люди называли это возможной подлинной причиной того, почему Ригу посетил Евгений Примаков.

Как и ожидалось, в политике снова сильно запахло газом. В Европейском союзе это уже некоторое время объясняется т.н. Третьей энергодирективой. (Она предусматривает либерализацию газового рынка и разделение прав собственности на поставки и сети транспортировки - Латвия должна осуществить это в 2014 году). А также начатым Европейской комиссией следствием в связи с, возможно, допущенными Газпромом нарушениями в сфере конкуренции, в том числе в странах Балтии. И, если вспомним, недавно знающие люди называли это возможной подлинной причиной того, почему Ригу посетил Евгений Примаков. Короче говоря: по-отечески указать, чтобы Латвия в этой связи много не трещала.
 
В кулуарах ЕС продолжаются дискуссии, а Украина, где 28 октября пройдут парламентские выборы, на переговорах с Россией пытается добиться пересмотра невыгодных тарифов на газ. О конкретном содержании этих переговоров премьер-министр Украины Николай Азаров был довольно откровенным. Киев, по меньшей мере, не скрывает выдвинутых Москвой требований. Или, вернее, одно из главных требований - присоединитесь к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана и уже на следующий день будете получать газ так же дешево, как белорусы, - по 160 долларов за тысячу кубометров вместо нынешних 368 долларов. Необходимо напомнить, что Таможенный союз, который начал действовать в 2010 году, считается первым шагом в направлении создания Евразийского пространства.

Но правительство Украины и президент Виктор Янукович, хотя и стараются быть друзьями с Кремлем, все же не хотят терять политический курс на Европейский союз. Несмотря на большую прохладу в отношениях Украины и ЕС, которая наступила после заключения в тюрьму врага Януковича Юлии Тимошенко. В основе предъявленных ей обвинений – заключенный в 2009 году газовый договор с Россией. Следует также отметить, что позиции Украины как транзитного государства ослабил сданный в прошлом году в эксплуатацию газопровод Nord Stream и еще больше ослабит South Stream, который позволит обойти Украину с юга. Это обстоятельство, как видим, Москва использует уже сейчас и будет использовать еще шире, если Украина после 28 октября получит какое-то «неправильное» правительство.
 
В Латвии политически немного другая ситуация. Разумеется, членство в ЕС не защищает от взвинчивания цен, но от открытого политического шантажа, - возможно, да.
 
Латвию с Газпромом связывает договор о приватизации монопольного предприятия Latvijas gāze, который заключен в 1997 году, когда вступление Латвии в ЕС, а в особенности в НАТО еще было под большим знаком вопроса. Премьер Валдис Домбровскис признал этот договор невыгодным для государства.
 
В свое время приватизация Latvijas gāze, возможно, сыграла свою роль в процессе «упорядочивания предпринимательской среды», и вполне определенно – в сохранении энергетической зависимости Латвии. Уже в мае 2004 года, когда состоялось расширение ЕС, монопольная компания грозила судебными процессами, если Латвия откроет рынок природного газа для других, и пропагандировала мнение, что такая либерализация «пока невозможна». Очевидно, цель – добиться, чтобы «пока» продолжалось бесконечно долго.

Влияние лобби Газпрома в основном не афишировалось, если не считать выхода в открытую политику через образование «За лучшую Латвию». Наверное, в ближайшее время появятся новые борцы за «национальную независимость» Латвии, которые изобразят российские углеводороды самой сильной опорой нашей государственности.
 
Латвия, вступая в ЕС, вроде бы обязалась привести газовую отрасль в соответствие с условиями конкуренции и создать соответствующую правовую базу. Как далеко мы продвинулись, можно судить по тому, что Министерство экономики только сейчас «начинает изучать» вопрос. Мы, оказывается, в действительности не знаем, кому принадлежит газохранилище в Инчукалнсе. Наверняка, наконец, изучат и наверняка, наконец, узнаем. Может быть, также в очередной раз сможем убедиться, кто есть кто в латвийской политике. А именно: в политике, с которой все эти дела, как нам продолжают утверждать, абсолютно никак не связаны…

Перевод: Лариса Дереча.