Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Критики занимаются спекуляциями по поводу конца евро. Однако политика взяла на себя обязательства: отказ от единой валюты невозможен. Таким образом, евро остается – только вот в какой форме и какой ценой?

Критики занимаются спекуляциями по поводу конца евро. Однако политика взяла на себя обязательства: отказ от единой валюты невозможен. Таким образом, евро остается – только вот в какой форме и какой ценой?

Евро остается? Останутся ли все государства в еврозоне – или некоторые – например, Греция, - из нее выйдут? Или образуется два блока евро – один на севере вокруг Германии вместе с Голландией, Бельгией, Финляндией и Австрией, а другой на юге с участием Франции и Италии как главных действующих лиц? Сегодня на эти вопросы нельзя дать окончательного ответа. Политика взяла на себя обязательства: отказ от евро невозможен. Немалые усилия, а также многие сотни миллиардов евро, мобилизованные на спасение евро как валютной системы, подтверждают требование политики. Указанный ею путь ясен: шаг за шагом должны быть устранены очевидные ошибки в конструкции евро.

При этом речь идет, по сути, о том, чтобы в будущем иметь возможность препятствовать отдельным странам делать большие долги. Подобную ситуацию должны предотвратить многочисленные правила и договоры между государствами – так называемый пакет из шести законодательных мер (sixpack). Все это, разумеется, правильные шаги в направлении единой европейской экономической политики, которая необходима для того, чтобы иметь единую валюту. Но на этом общность и заканчивается.

Южные страны под руководством Франции требуют дальнейшего перераспределения из Европы за счет стабильных северных государств, в том числе в форме евробондов, то есть общей ответственности в отношении долгов - с помощью стандартизованной и применяемой во всей Европе системы контроля над банками под эгидой Европейского центрального банка, а также прямых мер поддержки для слабых в области экономического роста стран Южной Европы. Кроме того, Германия должна за счет существенного повышения заработной платы снизить свои конкурентные преимущества. Таким образом «валютный комиссар» получит возможность вмешиваться в том случае, если один из членов еврозоны будет иметь слишком много долгов. Но именно этого, то есть передачи права принятия решений Брюсселю, и не хотят другие страны.

По этой причине политика спасения евро забуксовала – в лучшем случае. Дело в том, что многие критики, в том числе и глава мюнхенского института IFO Ханс-Вернер Зинн (Hans Werner Sinn), опасаются того, что Германия постепенно уступит требованиям стран Южной Европы и постоянно будет соглашаться предоставлять все новые миллиардные трансферты. Поэтому и кандидат на пост канцлера от партии СДПГ Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrueck) требует, чтобы Меркель, наконец, проинформировала немецкий народ об истинном размере бремени спасения евро, которое, по мнению Штайнбрюка, неизбежно ляжет на плечи Германии.

Евро изменил свой характер

Все это показывает: евро в течение последних двух лет шаг за шагом изменял свой характер. Из валюты, ответственность за которую сообща несут отдельные самостоятельные страны, отвечая по отдельности каждый за себя, он уже давно превратился в поручительский союз, и многие даже полагают, что он стал машиной по перераспределению.

Но это не единственное изменение характера евро. Первоначально в договорах относительно введения евро было строго запрещено делать долги с помощью Европейского центрального банка (ЕЦБ). Однако ЕЦБ уже приобрел прежде всего греческие государственные обязательства на сумму приблизительно в 200 миллиардов евро и намерен теперь реализовать «неограниченные по величине» программы скупки, ограниченные в действительности только по времени, а также требованиями относительно проведения реформ. Помимо этого, ЕЦБ постоянно по разным каналам  приобретал греческие государственные облигации, когда это балканское государство становилось неплатежеспособным – также без каких-либо обязательств и без последующего контроля.
Фактически ЕЦБ таким образом финансировал долги государств. Независимо от того, как это оценивается с точки зрения заключенных договоров, подобного рода действия являются крайне опасными – так правительства получают возможность делать неограниченное количество долгов. Как показывает экономическая история, подобного рода действия всегда приводили к тому, что валюта разрушалась, а инфляция разоряла экономику и людей.

Кроме того, еще одна проблема обременяет евро: он был задуман для того, чтобы сблизить страны Европы и углубить европейское единство. Однако возникшие конфликты по поводу распределения вбили клин между государствами вместо того, чтобы их объединять. Произошел раскол также между странами еврозоны и теми государствами, которые в нее не входят. Этот раскол продолжает увеличиваться - прежде всего с Великобританией, а также с Швецией и Польшей. Они чувствуют себя изолированными в результате сотрудничества стран еврозоны, но не хотят вступать в сообщество, в котором царит хаос. С каждым дополнительным месяцем кризиса евро сокращаются неоспоримые преимущества единой валюты, тогда как затраты растут, а приемлемого выхода пока не видно. Но и распад еврозоны был бы связан с большими рисками.

Поэтому вопрос не столько в том, сохраниться ли евро – в какой-то форме он будет существовать. Более важным является вопрос о том, каким он будет. И здесь кроется опасность того, что евро все больше будет удаляться от образца надежной валюты. Как раз немцы помнят о том, что умная валютная политика Бундесбанка, а также стабильность немецкой марки являются масштабом для определения дееспособности евро.