Широко разрекламированный на прошлой неделе белорусскими СМИ визит первого вице-премьера РБ Владимира Семашко в Москву за «справедливой нефтью» и упакованными под завязку балансами поставок нефти и нефтепродуктов в 2012-13 году закончился полным фиаско.
И дело не в том, что вернувшийся после двух-трехлетнего перерыва «Семашкин плач» не тронул кремлевских чиновников, да и сам исполнитель уже постарел и не тот, а вице-премьер РФ Дворкович, с коим Семашко приходится вести переговоры по нефтяной тематике – отнюдь не И.Сечин, так и не научившийся не замечать всегда протянутую из Белоруссии и всегда пустую руку.
Дело в том, что слишком много и чересчур открыто на этот раз белорусские власти решили уворовать и уворовали из бюджета РФ. Слишком много даже для стратегического партнера, и без того получающего около $3 млрд. в год в виде низких цен на энергоносители и т.д. Слишком нагло даже для А.Лукашенко, 18 лет правящего Белоруссией, но ставшего участником, с его же слов, всех ключевых событий РФ с момента развала СССР.
Лукашенко, судя по всему, уже давно знал, что потребует Москва за растворительный бизнес. Не исключено, что об этом ему еще в сентябре в Сочи сказал сам друг В.Путин. А потому вполне закономерно Лукашенко так стенал, так жаловался в интервью российским СМИ на то, что только у одной Белоруссии из таможенной тройки нет своих нефти и газа, которыми можно компенсировать и ЕЭП, и ВТО, и прочие враждебные белорусскому социализму интеграционные заморочки.
И изучив, наконец-то, тему «растворительного» бизнеса, Кремль не стал перекрывать газовые и нефтяные вентили, и даже ругать партнеров в Минске почем зря, а тихо сократил поставки нефти в 4-м квартале на 1,3 млн. тонн нефти и потребовал вернуть наворованное в бюджет РФ – всего $1,5 млрд. долларов ($1.1 млрд. экспортных пошлин по растворителям, и около $0,4 млрд. по биодизелю и смазочным материалам).
«Россия предложила вернуть в российский бюджет пошлины, недополученные от экспорта из Белоруссии растворителей, разбавителей, смазочных материалов и так далее», - цитирует РИА Новости слова источника в органах госуправления Белоруссии. По словам собеседника, Россия оценила потери от «растворительного» бизнеса примерно в $1,5 млрд.
Следует отметить, что именно такое решение проблемы (вернуть $1,5 млрд.) в совокупности с недавними высказываниями А.Лукашенко окончательно подтверждает, что авторство растворительной схемы принадлежит белорусским властям, настоявшим в свое время на условии, чтобы вся давальческая нефть и нефтепродукты поставлялись в Белоруссию через дочерние компании, налоговые резиденты РБ. Только так можно было снять сливки, разделив их по справедливости: 15-20%, как рассказал Лукашенко, российским компаниям, все остальное – «ищите, а если найдете – ваше».
Искать никто не будет, поскольку требование – вернуть $1,5 млрд - вполне выполнимое для Белоруссии: подарить России тот же МАЗ, который оценили (по последней версии) в $1,6 млрд., или контроль в Новополоцком НПЗ (Нафтан), акции которого белорусские власти в срочном порядке вынимали из залога Сбербанку РФ, досрочно, за полтора месяца, пролонгировав кредит Беларуськалию.
Возможны и другие варианты: Лукашенко надо всего-то сказать «Да», подписав небольшой меморандум. И сразу разрешатся все проблемы с поставками нефти в РБ: поставки в 4-м квартале 2012 года будут увеличены до ранее запланированных 5,3 млн. тонн, а баланс на 2013 год будет предусматривать поставку 23 млн. тонн нефти в РБ
Ведь белорусский нефтяной оффшор имеет экономический смысл только при больших оборотах (импорт-экспорт). А если нет экономики у нефтянки, то нет экономики и у всей Белоруссии…