Обсуждается ли вновь проблема самопровозглашенных закавказских республик, и при каких условиях Белоруссия может признать независимость Абхазии и Южной Осетии?
Официальный Минск до сих пор окончательно не определился: признавать или нет независимость Абхазии и Южной Осетии.
— Не могу сказать, что наша позиция поменялась, но жизнь не стоит на месте, будем анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из наших национальных интересов, — заявил Владимир Макей, отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания коллегий внешнеполитических ведомств Белоруссии и России, которое прошло 30 октября в Минске.
Политолог Юрий Чаусов предполагает, что тема Южной Осетии и Абхазии вообще вряд ли обсуждалась министрами иностранных дел Белоруссии и России.
— Этот вопрос был затронут именно на пресс-конференции с подачи журналистов. Ответ Макея, который отметил, что позиции сторон по этой проблеме не изменилась, как раз и свидетельствует: на актуальной повестке дня такого вопроса нет, — считает эксперт.
По его словам, Белоруссия придерживается принципа нерушимости границ в Европе как государство – участник ОБСЕ. Поэтому, как считает Юрий Чаусов, вероятность того, что официальный Минск в обозримой перспективе согласится признать независимость Абхазии и Южной Осетии, близка к нулю.
— Вопрос был задан, и министр иностранных дел Белоруссии выкрутился, как мог. Он не сказал ни «да», ни «нет»: мол, все течет, все меняется. Я не вижу, что позиция Белоруссии по этому вопросу как-то изменилась. Этот вопрос как был подвешенным, таким и остается на сегодняшний день, — подчеркивает политолог Валерий Карбалевич.
В то же время эксперт отмечает, что Белоруссия находится в сложной ситуации. В разгар переговоров о поставках российской нефти в Белоруссию на 2013 год союзник недвусмысленно намекнул Минску о выплате полутора миллиардов долларов в качестве компенсации за «растворительно-разбавительные» потери.
Валерий Карбалевич не исключает, что Белоруссия и Россия в ближайшее время действительно могут вернуться к обсуждению проблемы признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
— Может всплыть и этот вопрос, и другие вопросы: в частности, военно-технического сотрудничества, оборонного заказа. Не случайно же Минск недавно посетил вице-премьер российского правительства Рогозин. Может снова встать и вопрос приватизации.
Что касается требования, которое будто бы выдвинула Россия по поводу возврата полутора миллиардов, то, я считаю, оно является несерьезным, поскольку для этого возврата нет никаких юридических оснований. Это просто шантаж, определенный ход в переговорах, элемент давления и не более того. Россия давит, шантажирует, загоняет, но это же не впервой, — резюмирует политолог.