Собравшиеся на Лубянской площади в Москве люди зачитывают имена жертв преступлений коммунистического режима. Их не много. Устроители акции - организация «Мемориал». 38 лет назад, в 1974 году, заключенные в советские лагеря и тюрьмы диссиденты объявили 30 октября «Днем политзаключенных СССР», который в то время отмечали голодовками и другими аналогичными акциями протеста.
Уже после развала СССР этот день по инициативе «Мемориала» был объявлен официальным днем памяти. В наши дни об этом мало кто помнит, и, кажется, что этот день нужен не российскому обществу, а самому «Мемориалу», который по-прежнему терпеливо продолжает осуждать сталинские репрессии и другие советские преступления. Без участия и поддержки властей, разумеется.
Однако примечательно, что именно 30 октября глава правительства России, бывший президент государства Дмитрий Медведев на встрече с региональными активистами своей партии «Единая Россия» высказался по теме истории достаточно жестко, подчеркнув, что за эти преступления надо сказать «фу» не только Сталину, но и другим руководящим деятелям того времени. «Война со своим народом – это самое тяжкое преступление», - сказал Медведев.
Указывает ли это на изменения в политическом мышлении России? Конечно, нет. Роли в России хорошо распределены, и это не первый случай, когда Медведев ругает сталинизм, в то время как его старший товарищ Владимир Путин грустит по поводу развала СССР.
В свое время Медведев даже обещал специальную кампанию по «десталинизации», которая так и осталась нереализованной. Сейчас высказывания Медведева особо важны, потому что и «Мемориал», и Запад начинают проводить параллели между сталинским СССР и путинской Россией, где преследуют инакомыслящих, организуют показательные судебные процессы и т.д. Медведеву надо постараться смягчить эти аналогии.
В свою очередь, для нас в этой связи интересным будет вывод, который в интервью литовскому интернет-порталу Delfi.lt высказал российский журналист Олег Кашин: «Мне кажется, что русские Балтии - это самая путинская часть русских в мире, еще больше, чем русские в России. Очевидно, этим людям Россия кажется симпатичным государством, которое поднимается вверх, где меньше проблем и лучше жизнь».
Перевод: Лариса Дереча.